Плата за доступность — механизм платежей в проектах ГЧП, при котором публичный партнер перечисляет частному партнеру регулярные выплаты за то, что построенный объект существует, доступен и работает в соответствии с требованиями. В этом случае платежи не зависят от того, насколько активно используется объект и используется ли вообще. Риски неполной загрузки объекта ложатся на публичную сторону.
Плата за доступность чаще всего применяется в ГЧП по двум причинам:
Иногда плату за доступность вводят в проектах, где публичный партнер хотел бы сохранить за собой функции сбора платы с пользователей. Так иногда организованы контракты на организацию пассажирского сообщения, где частный партнер обеспечивает движение автобусов по графику, а сбором платы занимается отдельная компания.
В контрактах с платой за доступность предусматривают штрафы за недоступность объекта, которые представляют собой вычеты из платы. Эти штрафы могут вычисляться по достаточно сложной схеме, учитывающей такие, в частности, факторы:
Для того, чтобы рассчитывать штрафы за недоступность, контракт ГЧП должен устанавливать четкие критерии доступности для каждого элемента объекта, а также предусматривать ведение журнала доступности, который используется для начисления штрафов.
Помимо штрафов за полную недоступность объекта, контракт ГЧП может предусматривать и штрафы за низкое качество обслуживания. Для этого в системе контроля создают матрицы «ключевых показателей эффективности» (KPI), устанавливающие требования для каждой услуги. Эти показатели могут опираться, например, на количество аварий на дороге, среднюю скорость движения и возникновение пробок, качество уборки снега зимой, уровень освещенности и т. п.
Контракты ГЧП заключают на значительный период, часто на срок более 10 лет. За это время экономические условия могут значительно измениться, и тогда предусмотренная контрактом плата окажется недостаточной для поддержания объекта или будет избыточной.
Для того, чтобы обеспечить стабильность проекта, применяется два подхода.
Во-первых, плата за доступность делится на две части. Первая обеспечивает окупаемость начальных инвестиций. Она может оставаться неизменной или меняться по раз и навсегда установленному графику, так как затраты уже понесены, и их сумма не изменится. Вторая часть компенсирует операционные расходы и подлежит регулярной индексации.
Во-вторых, плата регулярно индексируется на основе инфляции или ценового тестирования. Инфляция отражает общее увеличение цен в стране. Ценовое тестирование построено на проверке того какие предложения доступны на рынке по конкретной услуге, оказываемой проектной компанией.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.