Модель рыночных сил Портера — концепция рыночной конкурентной стратегии. Модель Портера можно применить к любому сегменту экономики, чтобы понять уровень конкуренции в отрасли и повысить долгосрочную прибыльность компании. Модель часто используют для измерения интенсивности конкуренции, привлекательности и прибыльности отрасли или рынка. Модель Портера изучает пять ключевых факторов — сил Портера:
Первая из пяти сил связана с количеством конкурентов и их способностью подорвать позиции компании. Чем больше количество конкурентов, а также чем больше количество эквивалентных продуктов и услуг у конкурентов, тем меньше сила компании. Поставщики и покупатели постоянно ищут конкурентов компании. Если конкуренты могут предложить более выгодную сделку или более низкие цены, то поставщики и покупатели выбирают их. И наоборот, когда конкуренция низка, компания имеет больше возможностей устанавливать высокие цены и диктовать лучшие для себя условия сделок для достижения более высоких продаж. Факторами влияния могут быть:
Сила компании зависит от силы новых участников на ее рынке. Чем меньше времени и денег требуется конкуренту, чтобы выйти на рынок, освоится на нем и стать более эффективным конкурентом, тем больше ослаблены позиции устоявшейся на этом рынке компании. Отрасль с сильными барьерами для входа идеально подходит для существующих компаний в этой отрасли, поскольку компания сможет устанавливать более высокие цены и договариваться о лучших условиях сделок. Основными барьерами для входа на рынок могут быть:
Способность покупателей снижать цены на товар или услуги — одна из пяти сил модели Портера. Чем больше альтернатив на рынке, тем выше покупательская сила. Факторами влияния могут быть:
Например, совсем недавно экологичная продукция стала трендом в обществе потребления. Те фирмы, которые поймали волну потребительского настроения, стали более конкурентными на рынке.
Следующий фактор в модели Портера — насколько легко поставщики могут повысить стоимость поставляемых ресурсов: сырья, услуг, рабочей силы и прочих ресурсов. Чем меньше поставщиков в отрасли, тем больше компания будет зависеть от них. В результате поставщик наделен большей властью, может влиять на затраты фирмы и иметь другие преимущества. С другой стороны, когда количество поставщиков велико, компания может снизить свои производственные затраты и увеличить свою прибыль. Факторами влияния могут быть:
Последняя из пяти сил фокусируется на товарах-заменителях. Замещающие товары или услуги, которые можно использовать вместо продуктов или услуг компании, представляют собой угрозу. Компании, которые производят товары или услуги, для которых нет близких заменителей, будут иметь больше возможностей для повышения цен на свою продукцию и заключения более выгодных условий продаж. Потенциальными факторами влияния могут быть:
Данная методика позволяет произвести оценку бизнеса и перспективы его развития на долгий период, на пять-десять лет и более, — что является ее несомненным плюсом. В том числе модель Портера будет актуальна для запуска нового продукта или стратегии развития бизнеса. Высоко оценят эту концепцию владельцы стартапов, желающие оценить возможные риски в перспективе развития проекта. Модель Портера помогает принимать взвешенные и рациональные решения. Например, закрытие предприятия с целью исключения банкротства и долгов в будущем, когда стратегия заведомо убыточна.
Минусом модели Портера является нерепрезентативность и неэффективность для быстрого принятия решения в кратчайшие сроки, буквально здесь и сейчас. Для такой оценки скорее подойдет SWOT-анализ.
Для каждой силы в модели рыночного спроса можно задать вопросы и сформировать список параметров, определяющих эффект этой силы. В таблице приведен пример параметров оценки каждой силы:
Силы Портера | Параметры оценки |
Конкуренция в отрасли |
|
Новые игроки |
|
Покупатели |
|
Поставщики |
|
Заменители |
|
Первые наметки модели были опубликованы Майклом Э. Портером в 1979 году в Harvard Business Review, статья «Как конкурентные силы формируют стратегию». Сама модель была опубликована в книге Майкла Э. Портера «Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов» в 1980 году.
Модель пяти сил Портера широко используется для анализа отраслевой структуры компании, а также ее корпоративной стратегии. Портер определил пять неоспоримых сил, которые играют роль в формировании каждого рынка и отрасли в мире, с некоторыми оговорками.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.