ENG

Аукцион

Открыть эту статью в PDF

Аукцион — публичная продажа товаров, ценностей, активов или контрактов, при которой победителем становится участник, предложивший наилучшую цену. Аукционы применяют в самых разных сферах экономики, в этой статье особенное внимание уделим вопросам организации аукционов, связанных с финансовыми активами и контрактами.

 

Аукционы на финансовых рынках

Биржевые торги — пример двойного аукциона, где одновременно много продавцов и много покупателей конкурируют за наилучшую цену сделки по ценным бумагам. Аналогично устроен и внебиржевой (over-the-counter, OTC) финансовый рынок, на котором, в частности, часто торгуются облигации компаний.

При заключении отдельных финансовых контрактов часто применяют аукционы для привлечения финансирования или размещения свободных средств. В частности, аукционы применяют в сфере государственных финансов, как в отношении потребностей отдельных учреждений или проектов, так и в макроэкономических целях. Например, Банк России регулярно проводит депозитные аукционы среди коммерческих банков в целях управления свободной денежной массой.

В проектном финансировании и государственно-частном партнерстве аукционы применяют как для определения партнера для реализации проекта (после квалификационного отбора претендентов), так и для привлечения кредитных средств от коммерческих банков.

 

Проклятие победителя

Проклятие победителя — эффект, который наблюдается в аукционах, где предмет торгов имеет одинаковую ценность для всех участников, и в ходе торгов они стараются правильно оценить стоимость лота.

Предполагается, что участники в среднем способны оценить лот и будут повышать цену до тех пор, пока она не достигнет величины, равной их оценке. При такой цене ожидаемая прибыль от покупки становится равной нулю, и дальнейшее повышение цены бессмысленно. Победителем в этом случае станет участник, который оценивает стоимость лота выше других и сделает еще один шаг в повышении цены.

Очень часто участник, который оценил лот выше других, просто ошибается или поддается желанию победить любой ценой. Таким образом, победителем аукциона оказывается участник, который, по всей видимости, хуже других разбирается в ситуации и получает невыгодную сделку.

Проклятие победителя может быть проблемой не только для покупателя, но и для продавца. Если предмет торга контракт на поставку товара или оказание услуг, то победителем может становиться участник с худшей квалификацией, а невыгодные условия могут в будущем подтолкнуть его к отказу от выполнения контракта.

Для борьбы с проклятием победителя применяют закрытые аукционы и аукционы второй цены.

 

Распространенные форматы аукционов

Аукционы проводятся в разных форматах, отличающихся правилами изменения цены, выбора победителя и заключения сделки по итогам аукциона. Наиболее распространенные варианты:

Английский аукцион — торги начинаются с некоторой стартовой цены, и далее участники имеют возможность пошагово повышать цену. Установлен минимальный шаг, на который можно поднять цену, обычно участник может за один шаг поднять цену более, чем на минимальное значение. После каждого повышения цены участникам дается время на следующее предложение. Торги продолжаются до тех пор, пока повышение цены не прекратится. Это наиболее распространенный формат аукционов.

Голландский аукцион — похож на английский, но торги начинаются с некоторой высокой цены, продавец ждет предложения и если не находится ни одного покупателя, то через некоторое время цена снижается на один шаг. Такие аукционы часто проводятся для активов, относительно которых продавец имеет устраивающую его оценку стоимости, но предполагает, что рынок может оценить их с дисконтом. Голландский аукцион имеет еще одну особенность по сравнению с английским: покупатели в ходе торгов не раскрывают свою оценку актива, так как до последнего момента они не делают публичных предложений о покупке. Для продавца это скорее недостаток, но для покупателя может быть очень важным преимуществом.

Открытый аукцион построен на публичных предложениях цены. Это наиболее распространенная форма аукциона.

Закрытый аукцион — это торги, основанные на закрытых предложениях цены. В этом случае покупатели одновременно делают закрытые предложения цены, затем предложения вскрываются и определяется победитель с наилучшей ценой. Эта форма аукциона меньше связана с раскрытием оценок разных покупателей и «проклятием победителя», хотя они и не устраняются полностью.

Аукционы первой и второй цены. Обычно считается, что победитель аукциона должен заплатить за товар ту цену, которую он предложил. Такие аукционы называются аукционами первой цены. Однако в некоторых случаях по условиям аукциона победитель платит не свою («первую») цену, а цену второго лучшего участника, которую он перебил своим предложением («вторую»). Такие аукционы редко используются в чистом виде, как явно обозначенные аукционные торги, но применяются в различных онлайн-торгах. Например, именно такой принцип используют при продаже рекламы по фразам запросов в поисковых системах.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.