ENG

Матрица BCG

Открыть эту статью в PDF

Определение Матрицы BCG

Матрица BCG — метод стратегического анализа, который помогает определить приоритетные продукты, услуги или подразделения компании в зависимости от классификации. Её придумал в 1968 году основатель Бостонской консалтинговой группы Брюс Хендерсон. Графически матрица BCG представлена четырьмя секторами по двум критериям: скорость роста рыночной доли и доля рынка. Другое название данного инструмента — матрица доли-роста (Growth–share matrix).

Выглядит метод так: все продукты компании размещают в матрице, которая условно разделена на четыре квадранта. В зависимости от квадранта продукт развивается по типовой стратегии:

Матрица BCG

  • Собаки (Dogs, иногда также называют Pets) — совокупность низких темпов роста и низкой доли рынка. Такие продукты редко способны создать в перспективе достаточный денежный поток. Инвестиции в данную группу нецелесообразны, перспективы роста и развития отсутствуют. Данная продуктовая категория является первой в списке на исключение.
  • Дойные коровы (Cash cows) — совокупность низких темпов роста и большой доли рынка. Стабильные и проверенные продукты, которые способные обеспечить основные денежные поступления и не требуют значительных вложений в себя. Основной источник формирования ресурсной базы на разработки и внедрения перспективных продуктов. Данную продуктовую категорию необходимо использовать максимально возможное время.
  • Звезды (Stars) — совокупность высоких темпов роста и большой доли рынка. Продукты приносят высокие доходы, но их поддержание и развитие съедает большую часть этих поступлений. Со временем могут стать «дойными коровами».
  • Вопросительные знаки (Question marks) — совокупность высоких темпов роста и низкой доли рынка. Наиболее неопределённая продуктовая группа, которая требует тщательного анализа и принятия решения о целесообразности инвестиций в развитие. Со временем могут быть переквалифицированы в «звезды» или «собаки».

 

Методика составления Матрицы BCG

При построении матрицы необходимо выполнить следующие действия:

  1. Сформировать продуктовую линейку для анализа, собрать данные по итогу объема продаж прошлого отчетного периода, а также аналогичные данные ключевого конкурента для проведения сравнительного анализа.
  2. Рассчитать темпы роста объемов реализации (доли рынка).
  3. Рассчитать темпы роста рынка по исследуемым продуктам за аналогичный период. В качестве базы для сравнения допускается применять значение ключевого участника рынка.
  4. Сформировать матрицу в зависимости от полученных значений.
  5. Для повышения наглядности при построении рекомендуют учитывать объем реализации каждого вида продукции. Наглядно это можно отразить в виде пузырьковой диаграммы в программе Microsoft Excel. По осям X и Y откладывают значения темпов роста и доли рынка, а объем выручки служит для определяет размер пузырька.

 

Преимущества Матрицы BCG

Матрица BCG получила широкое распространение благодаря  следующим ключевым преимуществам:

  • Простота использования.
  • Наглядность и доступность сформированных данных для дальнейшего анализа.
  • Использование доступных данных.
  • Матрица позволяет оперативно принять решение по наиболее перспективным направлениям инвестирования и произвести балансировку портфеля продуктов.

 

Недостатки и ограничения Матрицы BCG

Как и любой другой инструмент анализа и прогнозирования матрица BCG имеет свои недостатки и ограничения в использовании:

  • Двухфакторная модель (темп роста рынка и доля рынка) сильно упрощает анализ и игнорирует другие факторы.
  • Динамика темпа роста рынка во многом зависит не только от стадии жизненного цикла продукта, но и от множества факторов внешнего рынка (кризисные явления в экономике, эпидемии, аварийные ситуации и др.).
  • Доля рынка не может быть гарантированным фактором успеха (например, высокая доля на умирающем рынке пленочных фотоаппаратов не является большим преимуществом для компании).
  • Сложность формирования данных для анализа в случае с формирующимися рынками.
  • Традиционные подходы не всегда приводят к эффективным решениям. Например, ликвидация «собак» в продуктовой линейке приводит к перераспределению постоянных затрат на перспективные продукты, снижая их инвестиционную привлекательность.

 

Пример Матрицы BCG

Для примера рассмотрим производственное предприятие в области светотехники. Компания долгое время выпускает специальные лампы накаливания, в том числе для авиационной промышленности, и бактерицидные лампы. При этом в области специальных ламп все большее применение находят светодиодные источники света, которые устанавливают в новые летательные аппараты. Бактерицидные лампы выпускают по старой технологии с использование ртути, и в ближайшее время внедрение новой технологии экономически не обосновано. В качестве варианта развития предприятие начало выпускать востребованные в настоящее время светодиодные светильники различного направления и перспективные светильники на основе лазерного излучения.

В результате анализа данных предприятия и ключевых параметров отрасли сформировались следующие показатели в разрезе продуктовой линейки компании:

показатели в разрезе продуктовой линейки компании

На основе полученных данных построили матрицу BCG:

Матрица BCG на основе полученных данных

Отсюда можно сделать вывод, что ключевой доход приносят бактерицидные лампы, выпуск которых нужно продолжать до внедрения новых технологий. Светодиодные светильники — перспективное направление для предприятия, но увеличения объема продаж должно сопровождаться вложением средств в развитие и продвижение данной категории товаров. Производство лазерных светильников в настоящее время связано с существенными рисками и требует регулярного анализа рынка и технологии. Лампы накаливания специального назначения могут присутствовать в продуктовой линейке компании, но вложения в данную категорию нецелесообразны.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.