fbpx
ENG

Связь между ценой и качеством продукции в проекте, или ГМО – не ГМО

Изучая рынок соевого изолята (концентрата соевого белка для добавления в мясные, молочные и другие пищевые продукты), мы столкнулись со всем спектром противоречий, которые на сегодня существуют в российском АПК:

  • импортозамещение любой ценой против экономически обоснованного импорта
  • падение доходов населения против желания повысить качество продуктов питания
  • объективная польза и вред отдельных пищевых добавок против сложившихся представлений о них
  • ГМО против не ГМО

Начнем с ГМО. В июле 2016 г. были внесены последние изменения в 358-ФЗ, регулирующий генно-инженерную деятельность в России. Беглое знакомство не с самим законом, а с публикациями о нем создает впечатление, что генно-модифицированные продукты питания в России запрещены. Однако при внимательном изучении оказывается, что запрещено только выращивание генно-модифицированных растений и животных. А вот их ввоз из других стран с последующей переработкой вполне себе разрешен. Законом прописан механизм для возможного запрета на ввоз отдельных видов ГМ-продукции, но пока таких запретов не было.

Имеем первое противоречие: выращивать нельзя, а производить и употреблять можно. Что и происходит с соевым белком. Почти 100% соевого изолята импортируется из Китая, где он производится из ГМ-сои.

Идем дальше. Зачем нужен соевый изолят? 75% такого белка используется в мясных продуктах при переработке низкосортного мяса, 20% в молочной промышленности как заменитель молочного белка и около 5% в хлебопекарной и кондитерской. Незначительное количество соевого изолята потребляется в качестве БАДов для спортивного питания.

Очевидный драйвер роста для рынка соевого изолята — падение реальных доходов населения. При росте спроса на более дешевые сорта колбасы и творога потребитель делает выбор в пользу продуктов с использованием соевого белка. Получается, наш рынок растет.

Теперь, если мы начинаем задумываться об импортозамещении в отрасли, то приходим к необходимости:

  • переносить производство изолята в Россию, т. к. пока он весь импортируется из Китая, хотя несколько проектов в России уже заявлено
  • выращивать сою у себя, т. к. на сегодня по разным оценкам около 50% соевых бобов (для других производств помимо изолята) импортируется

Складывается следующая ситуация: мы собираемся производить продукт (соевый изолят), который по некоторым характеристикам лучше, чем имеющийся на рынке (не ГМО, из отечественного сырья). В помощь нам есть законодательство, которое не запрещает производство продуктов на основе ГМО, но называет их плохими. Значит, мы можем рассчитывать, что раз наша продукция качественнее, то стоить она должна дороже. Но здесь эта логика не работает, ведь колбасные и молочные заводы закупают сою для удешевления продуктов, зачем им покупать более дорогой изолят? Более того, если покупатель ищет более дешевые продукты, то потребляется больше сои, и она должна быть дешевой. Если покупатель готов покупать более дорогие продукты, то потребление сои, скорее, падает. Это второе противоречие.

Отсюда следует, что при имеющемся в России полузапрете целесообразнее импортировать ГМ-сою: на одном патриотизме, когда речь идет о B2B рынке, а не о конечной продукции, импортозамещение далеко не уедет – это третье противоречие.

Наконец, ситуацию именно с соевым изолятом осложняет то, что к сое в России сложилось устойчиво негативное отношение. Хотя соя – это такие же бобы, как фасоль и чечевица, и соя является значимым продуктом питания во многих странах, включая тот же Китай, у нас соя – это слово ругательное. И хотя мы ее все равно едим, сложившееся отношение не позволяет выводить на рынок соевые продукты более высокого качества. И это еще одно противоречие. Вероятно, не последнее.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.