ENG

Метод ДюПон

Открыть эту статью в PDF

Уравнения метода ДюПон

Метод ДюПон (DuPont method) не основан на одном конкретном показателе или формуле, это, скорее, подход, помогающий в анализе факторов, влияющих на рентабельность инвестиций в компании. В зависимости от глубины детализации этого анализа используемое уравнение также становится подробнее. Наиболее известными формулами, связанными с методом ДюПон, являются следующие:

Уравнения метода ДюПон

или

Уравнения метода ДюПон

где:
ROA — рентабельность активов
ROE — рентабельность собственного капитала
Net Income — чистая прибыль
Revenue — выручка
Total Assets — суммарные активы
Equity — собственный капитал

Эти уравнения, а также более детальные их версии, просто представляют формулу расчета показателя рентабельности инвестиций через несколько других показателей. Благодаря этому аналитик может увидеть, как разные характеристики бизнеса влияют на итоговую рентабельность.

Чтобы понять, как конструируются уравнения метода ДюПон, рассмотрим его на примере ROA. Здесь берут изначальную формулу рентабельности, затем числитель и знаменатель умножают на выручку и полученный результат компонуют так, что мы получаем два известных показателя эффективности операций: рентабельность продаж и оборачиваемость активов.

Уравнения метода ДюПон

Иногда при обсуждении метода ДюПон идут дальше и раскладывают на составляющие еще и рентабельность продаж:

Уравнения метода ДюПон

Этот вариант уравнения называют пятикомпонентным, а вариант уравнения ROE с тремя множителями — трехкомпонентным. Но метод ДюПон не устанавливает точного перечня компонент, а для его понимания удобно также использовать графическое представление.

 

Графическое представление метода

Приведем графическое изображение метода ДюПон для показателя рентабельности активов.

графическое изображение метода ДюПон

Компоненты схемы даны здесь в том виде, в котором они были впервые опубликованы на этой схеме в 1950 году (‘How the Du Pont organization appraises its performance’. Financial Management Series No. 94, American Management Association). В зависимости от того, какие составляющие выделяются в отчетности компании, состав схемы может несколько меняться, но смысл будет оставаться прежним: разложить рентабельность инвестиций на составляющие, которые можно обсуждать и улучшать в процессе управления бизнесом.

 

Применение метода ДюПон в анализе

Для того, чтобы объяснить, как используют метод ДюПон, процитируем описание процедуры, которое дал в своей биографии автор метода, Дональдсон Браун:

«В основе моего подхода лежала простая математическая формула: R = T * P. Показатель R — это рентабельность инвестиций, которая является конечным и фундаментальным измерителем промышленной эффективности и за которую отвечает руководство компании. T означает оборачиваемость инвестированного капитала, а P — рентабельность продаж.

Со стороны инвестиций T делилось на компоненты, охватывающие оборудование и другие постоянные активы, а также средства, замороженные в оборотном капитале, такие как запасы сырья, незавершенное производство, готовая продукция, счета к получению и необходимые для операций денежные резервы.

Мы обустроили комнату с графиками, где были развешаны все эти статистические данные по каждому сегменту операций компании. Были организованы регулярные встречи с руководителями подразделений, на которых обсуждалось как улучшить каждый отдельный операционный показатель с целью итогового повышения рентабельности капитала.»

Brown (1977). “Reminiscences of an Industrialist”

Таким образом, идея метода ДюПон в том, что для повышения рентабельности капитала надо разложить его до элементов, каждый из которых тесно связан с теми или иными аспектами деятельности компании, и по которым можно ставить задачи перед руководителями среднего звена, а затем работать над улучшением этих отдельных компонент.

История создания метода ДюПон

Метод ДюПон был впервые предложен Дональдсоном Брауном в 1914 году (так указано в биографии Брауна, но по версии компании ДюПон это было в 1912 году), который работал в то время аналитиком в финансовой службе компании ДюПон. Он ввел в управление компанией и показатель рентабельности инвестиций, и метод его разложения на факторы, используемые в управлении бизнесом.

Спустя несколько лет компания ДюПон приобрела контрольный пакет Дженерал Моторс, и Браун, который к тому моменту уже был финансовым директором ДюПон, перешел на работу в Дженерал Моторс, где также активно применял этот подход. Так получилось, что хотя метод называется именем компании ДюПон, его применение отрабатывалось в основном на примере Дженерал Моторс.

Публикации об отдельных составляющих метода появлялись в 20-30-е годы, но первое полное описание было представлено на конференции по финансовому менеджменту в декабре 1949 года и опубликовано затем в статье «Как компания ДюПон оценивает свою эффективность». К этому моменту идея управление бизнесом на основе рентабельности инвестиций стала довольно популярна среди промышленных предприятий и до сегодняшнего дня остается одним из стандартных подходов.

 

Пример анализа с использованием метода ДюПон

Ниже приведен пример отчетности и анализ рентабельности собственного капитала методом ДюПон. Показатель рентабельности капитала вызывает беспокойство, так как рентабельность хотя и сохраняется достаточно высокой, но ее значение постепенно снижается с 19% до 13%. Разложив расчет на компоненты, мы видим причины этого снижения.

Во-первых, компания уменьшает финансовый рычаг, все больше финансируя бизнес собственным капиталом. Вполне возможно, что это оправданный подход, так как в прошлом долговая нагрузка была довольно высокой.

Во-вторых, год от года снижается оборачиваемость активов. Компания инвестирует в основные средства, увеличивает оборотный капитал. Но продажи растут очень незначительно. Скорее всего, именно в этой сфере можно будет найти причины ухудшения рентабельности и возможные управленческие решения для исправления ситуации.

Пример анализа с использованием метода ДюПон

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.