ENG

Мультипликатор EV/Sales

Открыть эту статью в PDF

Что такое отношение EV/Sales

Показатель Стоимость предприятия/Продажи (Enterprise Value/Sales, EV/Sales) используют в сравнительной оценке стоимости компаний. Формула показателя очевидна из его названия:

Формула показателя Стоимость предприятия/Продажи

Мультипликатор EV/Sales используется как один из показателей, ориентированных на оценку стоимости всей компании до вычета стоимости долга. Как и другой известный показатель из этой группы, EV/EBITDA, он позволяет оценить бизнес с точки зрения масштабов и привлекательности его операционной деятельности. Для того, чтобы получить стоимость именно собственного капитала, из полученного значения EV (стоимость предприятия) вычитают величину долга.

 

Применение EV/Sales

Процедура применения EV/Sales состоит из следующих шагов:

  1. Вычисляем показатели EV/Sales для нескольких компаний, похожих на исследуемую.
  2. Вычисляем усредненное значение показателя. Это может быть либо среднее, либо медиана для полученных значений.
  3. Зная значение продаж для исследуемой компании, вычисляем с помощью усредненного EV/Sales ожидаемую рыночную стоимость предприятия.
  4. Вычитаем из нее долг компании и получаем рыночную стоимость ее капитала, вычисленную сравнительным подходом.

Показатель EV/Sales представляет собой не только одну из методик анализа. Это еще и удобный инструмент представления результатов оценки стоимости, какими бы методами она ни была получена. Например, обсуждение оценки компании в сделках M&A часто выглядит так:

Выручка компании составляет 500 млн руб.

Модель оценки, учитывающая требуемую доходность и ожидаемые будущие инвестиции, доходы и затраты, дает результат 750 млн руб.

В переговорах используется показатель EV/Sales = 1,5

В этом случае сравнительной оценки не проводилось, а мультипликатор используется для того, чтобы сделать результат оценки более понятным, а также для того, чтобы в случае уточнения масштабов бизнеса иметь возможность автоматически скорректировать стоимость, не возвращаясь к долгим обсуждениям оценки.

 

Преимущества и недостатки EV/Sales

Оценка стоимости всей компании, без учета влияния долга, на основе объема продаж имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее значимые преимущества:

  • Продажи — первая строка отчета о прибылях и убытках, менее всего подверженная искажениям и вызывающая больше всего доверия с точки зрения ее корректности.
  • Продажи не бывают отрицательными, поэтому даже на ранних стадиях развития бизнеса, когда многие компании работают в убыток, показатель EV/Sales остается осмысленным и работоспособным.
  • Оценка не учитывает использование долга, поэтому статистика для расчета мультипликатора может быть собрана среди компаний с разной долговой нагрузкой. Именно поэтому вы редко встретите использование мультипликатора P/S, то есть «цена к объему продаж» — разная долговая нагрузка делает бессмысленным сравнение компаний. А вот показатель EV/Sales не подвержен этим искажениям.
  • С помощью EV/Sales можно сравнивать компании, которые в различной степени используют капиталовложения.

Основной недостаток использования EV/Sales в том, что он привязывает стоимость компании к продажам, игнорируя ее затраты. Это значит, что компании с принципиально разными моделями бизнеса и разной рентабельностью будут выглядеть с точки зрения этого показателя одинаково. Проблема может быть устранена за счет подбора для сравнения компаний, рентабельность которых в долгосрочной перспективе будет похожа, если, конечно, такие варианты доступны.

 

Пример использования мультипликатора EV/Sales

Предположим, мы хотим оценить стоимость компании Volkswagen сравнительным подходом. Соберем данные о ней и похожих автомобильных компаниях на июль 2021 года:

Пример использования мультипликатора EV/Sales

Здесь хорошо видно, что мультипликатор Volkswagen равен 1,15, в то время как у конкурентов он выше. Можно сделать вывод, что Volkswagen недооценен, а его справедливую оценку рассчитать на основе значения 1,32.

Но не надо забывать, что расчет на основе EV/Sales — это лишь очень предварительная оценка и для окончательного вывода предстоит изучить все детали бизнеса.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.