Зеленое финансирование — это финансирование проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду.
Некоторые инвесторы покупают «зеленые» облигации, существуют «зеленые» биржевые фонды (green exchange-traded funds, ETFs). Для таких инвесторов прибыль — не единственный мотив, однако, согласно исследованию Morningstar Inc. в 2020 году, в некоторых случаях зеленое инвестирование может превзойти доходность более традиционных активов.
Поскольку нет достаточно полного и четкого критерия для зеленого проекта или как лучше улучшить окружающую среду, то у зеленого финансирования есть несколько вариаций. Возможно, инвесторам будет интересно вкладывать в исследования в области возобновляемых источников энергии, или в разработки экологически чистых альтернатив различных материалов, или в уменьшение загрязнений от производственных линий.
Есть несколько международных организаций, имеющих в своем активе стандарты для определения экологически значимых проектов, например: Международная ассоциация рынков капитала (ICMA), Climate Bonds Initiative. Национальные стандарты есть также в Европейском союзе и в Китае.
Существует несколько типов инвестиций в области зеленых технологий.
В 2020 году с помощью фондов в зеленые проекты было привлечено инвестиций на 51 миллиард долларов США. Это рекордный приток денег в данную сферу за всю историю зеленого финансирования. На графике ниже изображен тренд денежных притоков в американские зеленые фонды с 2009 по 2020 год, в миллиардах долларов США.
Зеленый камуфляж или «гринвошинг» представляет собой поведение, цель которого — получение прибыли, а не реальная забота об окружающей среде. Например, призыв многократного использования полотенец в гостиничных номерах может трактоваться как сохранение окружающей среды, а на самом деле ведет к большой экономии отелей на услугах прачечных. Такое мнение в 1986 году высказал американский защитник окружающей среды Джей Вестервельт.
Зеленое движение обрело популярность в западных странах уже в 1960-х годах, а в 1970-е широко распространился зеленый камуфляж. Например, коммунальная служба США потратила 300 миллионов долларов, рекламируя себя как экологически ответственную компанию, а на исследования методов уменьшения загрязнения выделила сумму в 8 раз меньше.
Зеленый камуфляж создает зеленый имидж и поднимает уровень доверия потребителя к компании, далекой от деятельности по улучшению окружающей среды. Например, в 1980-е годы нефтяная компания Chevron вложилась в рекламную кампанию по своей экологичности, и уже через некоторое время, согласно социальным опросам, жители Калифорнии стали доверять ей больше, чем другим нефтяным компаниям.
За зеленый камуфляж могут дать «Оскар». В 2002 году в ЮАР на крупнейшей конференции ООН — Саммите Земли компании BP, ExxonMobil и Правительство США получили «Оскар» за зеленый камуфляж.
С другой стороны, за гринвошинг могут выписать и штраф. В Австралии существует закон о торговой практике. Если потребителя введут в заблуждение об экологичности продукта, то компания обязуется выплатить штраф до 1,1 миллиона долларов США и распространить правдивую информацию о влиянии на окружающую среду своего продукта. В Канаде и в США необходимо ясно и доступно подавать информацию об экологичности продукта.
Борьба с зеленым камуфляжем происходит на разных площадках: создаются поясняющие фильмы (документальный фильм Greenwashers, 2011), регистрируются базы случаев зеленого камуфляжа (база Орегонского университета США), ведутся социальные блоги (Гринпис).
В России начал формироваться рынок финансирования проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду:
Продвижением зеленого финансирования на территории России занимается государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, которая разрабатывает локальный стандарт и напрямую финансирует проекты. Для реализации проектов ВЭБ использует в том числе средства коммерческих банков. Еще одна функция ВЭБ — группировка проектов небольшого размера, которая происходит на уровне муниципалитетов.
Первым эмитентом зеленых облигаций от России на международном рынке стала компания РЖД. Эмитент ценной бумаги вначале обращается к независимому агентству, то есть к верификатору. Верификатор должен сделать отчет по экологическим целям проекта, провести независимую оценку облигаций и кредитов на предмет соответствия зеленому статусу. Участники рынка оценивают отчет в контексте дальнейших инвестиций в зеленый проект.
На данный момент в России действуют следующие верификаторы, согласно перечню верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития, определенного Распоряжением Правительства от 18.11.2020 № 3024-р:
Инвесторы, вкладывающие в зеленые облигации, руководствуются соображениями ответственности в большей степени, нежели материальными благами.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.