ENG

Индекс Херфиндаля — Хиршмана

Открыть эту статью в PDF

Определение

Индекс Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman Index, HHI) — показатель, оценивающий уровень концентрации рынка.

Индекс широко применяют в антимонопольной деятельности для оценки слияния компаний и их дальнейшего влияния на рынке. Размер выборки может ограничиваться 50-ю крупными фирмами отрасли для получения конкретных результатов. Результат, полученный путем вычисления индекса, может показывать снижение конкуренции и увеличение рыночной власти, либо наоборот. Основное преимущество индекса — в придании большого веса более крупным фирмам на рынке, простой расчет самого индекса, а также небольшое количество легко доступных данных, необходимых для расчета.

 

Формула индекса Херфиндаля — Хиршмана

Формула индекса Херфиндаля–Хиршмана:

HHI = s12 ​+ s22 ​​+ s32 ​+ … + sn2​​

Где:
S = рыночная доля фирмы
n = количество фирм на рынке

 

HHI < 0,01 (или 100, если проценты используются как целые числа) указывает на высококонкурентную отрасль.

HHI < 0,15 (или 1500) указывает на неконцентрированную отрасль, рынок конкурентен.

HHI от 0,15 до 0,25 (или от 1 500 до 2500) указывает на умеренную концентрацию. Слияния и поглощения возможны, но могут вызвать антиконкурентные проблемы.

HHI > 0,25 (или 2500) указывает на высокую концентрацию. Слияния и поглощения будут считаться антиконкурентными, усиливающие сосредоточение рыночной власти. Рынок близок к монополии.

 

Пример применения индекса Херфиндаля — Хиршмана

Индекс Херфиндаля–Хиршмана позволяет понять влияние слияний и поглощений на рынке. Например, есть три фирмы, первая фирма производит 40% товаров, вторая фирма — 25%, третья фирма — 10%. До слияния индекс составлял:

402+252+102=2 325 — умеренная концентрация.

После слияния первой и второй фирмы индекс будет составлять:

(40+25)2+102=4 325 — высокая концентрация.

До слияния HHI находится в диапазоне, который позволяет совершать сделки слияния и поглощения. После слияния HHI достигает уровня выше 2 500, уменьшая конкуренцию на рынке и приводя к более слабой конкуренции в отрасли. Данное значение: HHI = 4 325, считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует только три фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на концентрацию рынка, поэтому расчет индекса Херфиндаля–Хиршмана важен.

 

Ограничения индекса Херфиндаля — Хиршмана

Основное ограничение индекса — сложность определения конкретики рынка. Фирм в отрасли может быть много, и это может указывать на неконцентрированную отрасль и конкурентный рынок. Однако внутри отрасли одна из фирм может занимать более лидирующую позицию, и тогда речь идет о монополизации рынка.

Второе ограничение индекса — географический охват. Если компании имеют равные доли рынка, то о монополизации говорить не приходится. Однако, если каждая работает в своем регионе, то возникает вопрос о монополизации на конкретном рынке региона, на котором фирма ведет свой бизнес. Рынки должны быть четко определены.

 

История создания индекса Херфиндаля — Хиршмана

Индекс Херфиндаля–Хиршмана был разработан двумя экономистами: Орисом Херфиндалем (Orris C. Herfindahl) и Альбертом Хиршманом (Albert O. Hirschman). Первым предложил данный индекс Альберт Хиршман в 1945 году. А в 1950 году Орис Херфинадаль в своей докторской диссертации на примере сталелитейной промышленности апробировал индекс концентрации, дополняющий индекс Хиршмана. В дальнейшем это послужило современному названию и употреблению данного индекса. По сути, они оба предложили схожие индексы, но с одним различием — использование квадратного корня в формуле индекса и неиспользование.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.