ENG

Контракт жизненного цикла

Открыть эту статью в PDF

Определение

Контракт жизненного цикла — договор на поставку и обслуживание, который включает как стоимость первоначальной поставки, так и стоимость всех расходов на последующее обслуживание и эксплуатацию продукта в течение всего периода его использования.

Контракт жизненного цикла может заключаться как с платежами за время использования, например, ежемесячно, так и с платежами за объем использования, например, машино-часы.

В составе единого договора могут учитывать следующие элементы затрат:

  • проектирование и получение разрешений;
  • cтроительство;
  • поставка оборудования;
  • запчасти и расходные материалы;
  • регулярные ремонты и обслуживание;
  • другие эксплуатационные расходы;
  • утилизация в конце срока эксплуатации;
  • страхование;
  • стоимость капитала, привлекаемого для финансирования контракта.

 

Расчет цены контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла имеет сложную структуру денежных потоков, распределенную по длительному периоду времени. Поэтому принципы финансирования этого контракта и определение справедливой цены напоминают принципы принятия решения в инвестиционных проектах, а расчет цены основан на показателях инвестиционного анализа.

Ниже дан пример того, как будет рассчитываться ежегодная стоимость контракта жизненного цикла для машины, которая приобретается на 7 лет, с полным обслуживанием и ежегодными платежами. В этом примере не учитывается инфляция.

Поставщик учитывает все свои доходы и затраты, связанные с поставками и услугами по контракту, определяет стоимость капитала, привлекаемого для финансирования долгосрочных вложений, и рассчитывает NPV денежного потока (в таблице обозначено зеленым фоном). Сумма ежегодных выплат подбирается так, чтобы NPV было равно 0, что означает полную окупаемость и доходность капитала на установленном целевом уровне:

Годы 0 1 2 3 4 5 6 7
Цена машины -1000              
Обслуживание   -30 -40 -50 -60 -70 -80 -90
Страхование   -20 -20 -20 -20 -20 -20 -20
Продажа б/у               250
Ежегодная плата   292 292 292 292 292 292 292
Разница -1000 242 232 222 212 202 192 432
d 15%              
Индекс дисконта 1,00 0,87 0,76 0,66 0,57 0,50 0,43 0,38
Диск. разница -1000 211 176 146 121 101 83 163
NPV -1000 -789 -614 -468 -346 -246 -163 0

Стоимость капитала, закладываемого в расчеты, будет зависеть как от надежности поставщика и покупателя услуг, так и от рисков, которые принимает на себя поставщик. Например, если исключить из планируемых затрат страхование, то это может означать, что риск гибели имущества принимает на себя поставщик. В этом случае его риски возрастают, а вместе с ними возрастает и стоимость капитала. Другой пример — переход от тарифа за период использования к тарифу за объем работы. Риски поставщика опять возрастают, так как именно он несет убытки в случае неполной загрузки оборудования.

 

Преимущества и недостатки КЖЦ

Преимущества использования контракта жизненного цикла:

  • Единый исполнитель принимает на себя ответственность за все элементы расходов на эксплуатацию оборудования или инфраструктуры. Это снижает операционные риски и уменьшает объем работы, которую заказчик должен был бы выполнять своими силами.
  • Долгосрочный контракт с фиксированными платежами упрощает планирование бюджета на эксплуатацию: все суммы расходов заранее согласованы.
  • Становится известна общая стоимость владения имуществом.
  • Если тариф в контракте жизненного цикла привязан к объему использования оборудования, то риски недозагрузки переносятся с заказчика на исполнителя. Фактически у исполнителя инвестиционные вложения и постоянные затраты заменяются на переменные затраты, что снижает его риски.
  • Заказчику не надо привлекать инвестиционные ресурсы и финансирование.
  • Если КЖЦ использует государственный заказчик, то конкурсные процедуры не надо повторять для различных эксплуатационных затрат, одна закупка покрывает все потребности на много лет.

У КЖЦ есть и недостатки:

  • Заказчик договаривается с исполнителем на много лет, это лишает его возможности менять его в случае появления более привлекательных условий или сложностей с текущим исполнителем.
  • КЖЦ требует планирования ценовых условий и экономики на много лет вперед. Это всегда сложно и грозит ошибками в расчетах.
  • Переход от инвестиционных затрат к оплате КЖЦ приводит к тому, что в отчетности заказчика затраты смещаются в раздел прямых производственных затрат. Это снижает некоторые показатели рентабельности и может быть воспринято как ухудшение финансового положения компании.

 

Пример контракта жизненного цикла

Один из примеров контракта жизненного цикла, применяемого в закупках корпораций, — лизинг с полным сервисом, в котором лизинговая компания не только предоставляет машину на условиях аренды, но и включает в стоимость контракта все составляющие затрат на владение машиной:

Пример расчета показателей финансовой устойчивости

Эту схему применяют в различных видах краткосрочных услуг аренды машины, но если такой контракт заключается для корпоративного автопарка, то он может охватывать весь жизненный цикл автомобиля. В этом случае поставщик обычно предлагает не только продукты и услуги, характерные для эксплуатации отдельно взятой машины, но и специальные услуги по управлению всем автопарком.

 

Контракт жизненного цикла в законодательстве

Если КЖЦ заключают частные компании, никакого специального регулирования обычно не требуется, но следует учитывать, что в отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности КЖЦ вероятно потребует отражения долгосрочных активов и обязательств, созданных условиями договора.

Если заказчик по КЖЦ государственная организация, то такие закупки регулируются законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором сказано:

Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:

1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);

2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.