Март 2010, №7
Дмитрий Рябых, генеральный директор ГК «Альт-Инвест», член Экспертного совета журнала «Консультант»
Завершился очередной конкурс бизнес-планов, проводимый каждый год компанией «Альт-Инвест» при поддержке журнала «Консультант». Для участия было прислано 37 бизнес-планов, подготовленных как профессиональными консультантами, так и начинающими экономистами. И теперь, когда выбраны победители и прошло награждение, можно подвести некоторые итоги и посмотреть, чему же научил опыт очередного конкурса. Некоторые выводы могут быть очень интересны.
Вначале следует пояснить, в чем состоит важное отличие конкурса от множества аналогичных мероприятий по выбору лучшего проекта. Любой инвестиционный проект интересен сутью предлагаемого бизнеса, его перспективами, доходностью, силой предлагаемых организационных и стратегических решений. А бизнес-план служит документом, разъясняющим позицию предпринимателя и обосновывающим его планы. Поэтому в конкурсах инвестиционных проектов, как правило, оценивается привлекательность самого проекта, на этих конкурсах выбирается лучший предприниматель. В мероприятии, проводимом «Альт-Инвест», предпринимательская идея не оценивается – это конкурс консультантов, разрабатывающих бизнес-планы. И лучшим здесь считается не самый перспективный бизнес-план, а проект, который наиболее качественно проанализирован и представлен.
В этом году жюри конкурса состояло из специалистов трех групп: консультанты, преподаватели и представители бизнеса. И стала очень заметна разница в оценке этими людьми одних и тех же инвестиционных проектов. Причем то, что одни эксперты воспринимали как безусловное и существенное преимущество подготовленного бизнес-плана, другие засчитывали как его недостаток. Разумеется, у такого подхода есть свое обоснование. Хотя бизнес-план и является документом достаточно универсальным, но все же в разных ситуациях требования к его содержанию, объему и способу представления сильно различаются. Мы постарались выделить эти особенности, а также то, в чем мнение жюри совпадало, и получился следующий список:
1. Представители реального бизнеса гораздо меньше интересовались грамотным и полным финансовым анализом в бизнес-плане, но отмечали слабую реализацию разделов, посвященных рискам. Как правило, у банков и корпораций есть достаточно короткий список параметров, которые принято рассчитывать. Поэтому инвесторы не привыкли требовать полного и детального анализа. Подход консультантов и преподавателей чаще основан на том, что бизнес-план должен удовлетворять требованиям неизвестного пока инвестора, соответственно, и аналитика должна быть универсальной. С другой стороны, по мере развития финансового анализа в корпорациях и банках все больше начинают задумываться о качестве не только расчетных методов, но и самого прогноза. И все чаще руководители требуют глубокого анализа рисков.
2. Все низко оценили проекты, в которых плохо составлено резюме. Эксперту необходимо понимать, что он читает. И если это не ясно с первой же страницы бизнес-плана, то работать с таким документом неудобно. Если член жюри уже прочитал и о рынке, и о том, как будет организовано производство, но до сих пор не знает, сколько денег требуется для проекта и откуда их планируется получить, то документ воспринимается резко отрицательно. Ключевые параметры должны быть ясны сразу.
3. Консультанты гораздо больше акцентируют внимание на наличии в проекте обоснований и доказательства сделанных прогнозов. Представители реального бизнеса и преподаватели больше внимания уделяют самим цифрам и их анализу. Этот факт выглядит немного странно, но это так. Обоснование предложенных цифр гораздо меньше занимало не только преподавателей (что можно было бы объяснить повышенным интересом к теории), но и представителей реального бизнеса. Дело в том, что далеко не всегда вопросы обоснования цифр проекта должны решаться непосредственно в бизнес-плане. Часто обоснование прогнозов становится отдельной задачей. Именно поэтому сотрудники банков и корпораций иногда относятся к неполноте бизнес-плана спокойно. Консультанты же привыкли считать бизнес-план абсолютно завершенным документом и требуют этой завершенности от оцениваемых работ.
В разных ситуациях при подготовке бизнес-плана следует по-разному расставлять акценты. Потенциальный инвестор может иметь предпочтения, не совсем привычные для разработчика бизнес-плана, но важные для него самого.
Поэтому, начиная работу, стоит поинтересоваться, каково мнение инвестора по следующим вопросам:
Если пожелания будут учтены, то вероятность позитивного восприятия проекта инвестором существенно возрастает.
Среди 7 проектов, ставших номинантами конкурса, нет ни одного бизнес-плана, написанного студентами или начинающими специалистами, и только один бизнес-план касается небольшого проекта. Соблюсти все обычные требования, предъявляемые к бизнес-плану, довольно трудно, когда речь идет об инвестициях всего в несколько миллионов рублей. Поэтому не стоит пытаться опираться на стандарты, придуманные для строительства заводов, если речь идет всего лишь об открытии кафе. Одному-двум участникам это удалось, но в основном небольшие проекты выглядели нелепо, когда их разработчики пытались подражать стилю, разработанному для крупных инвестиций.
Победил в конкурсе проект, который был самым крупным из всех участников (его инвестиции составляли 6,5 млрд рублей). Разумеется, и объемы финансирования, и глубина технической и маркетинговой проработки позволяли авторам бизнес-плана отразить все грани методологии оценки, чем они и воспользовались, показав высокий профессионализм. Следует отметить среди проектов, не вошедших в число победителей, один бизнес-план, который получил специальный приз «За самый яркий проект» – проект детской школы анимации. Его никак нельзя назвать высокопрофессиональной работой с точки зрения финансового анализа, то есть выполнен бизнес-план был очень просто.
Но большинство экспертов отметили, что этот документ приятно читать и он хорошо рассказывает о проекте. Важный вывод, который можно сделать, резюмируя вышесказанное, состоит в следующем: нельзя предъявлять одинаковые требования к проектам, независимо от из размера и сути. Несоответствие размера проекта и использованных подходов в анализе является типичной ошибкой, выдающей неопытного и непрофессионального консультанта. А в конкурсе все же следует отделять крупные промышленные проекты от малого бизнеса и оценивать их по разным критериям.
Победителем конкурса стал проект, связанный с производством метанола. Трудно в нескольких словах обозначить, чем именно он оказался лучше остальных 36 бизнеспланов, но этот список качеств выглядит примерно так:
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.