ENG

Маркет-мейкер

Открыть эту статью в PDF

Кто такой маркет-мейкер

Маркет-мейкер (иногда пишут слитно, маркетмейкер) — участник фондового рынка, который отвечает за стабильность ведения торгов ценной бумагой, сглаживает колебания цены и обеспечивает ликвидность. Он выступает своеобразным буфером между покупателями и продавцами и гарантирует, что на рынке в любой момент есть участник, который готов купить или продать некоторое количество ценных бумаг.

Без маркет-мейкера торги могли бы выглядеть примерно так. Предположим, что в первой половине дня на рынке появлялись три продавца, которые размещали заявки на продажу по определенной цене, а также два покупателя, которые размещали заявки по рыночной цене. Вот к чему это могло привести:

Запросы на продажу акции компании Х
100 шт.     100 шт.   100 шт.  
55 руб.     80 руб.   40 руб.  
10:00 10:30 11:00 11:30 12:00 12:30 13:00
  100 шт.     100 шт.    
  55 руб.     80 руб.    
Запросы на покупку акции компании Х

Первые продавец и покупатель закрыли сделку к 10:30, но продавцу пришлось ждать полчаса, то есть мгновенных транзакций не получается.

Второй покупатель получил требуемые 100 акций, но цена взлетела до 80 руб., и не потому, что в целом котировки этой акции так возросли, а просто потому, что конкретно в этот момент была доступна только заявка от продавца с явно завышенными ожиданиями. То есть цена акции в каждый конкретный момент может очень сильно колебаться, и нельзя полагаться на существование «рыночной» цены.

Третий продавец, хотя и был готов продать акции даже очень дешево, не нашел себе покупателя, по крайней мере в тот период, который отображен на графике. То есть рынок акции недостаточно ликвиден и нет уверенности, что ее вообще удастся продать, когда это потребуется.

Эти проблемы и устраняет маркет-мейкер. Он становится постоянным участником торгов по этой акции и обязуется в любой момент покупать и продавать акцию. Например, он может гарантировать, что он готов купить до 200 шт. по цене 60 руб. и продать до 200 шт. по цене 61 руб. В результате на приведенном выше графике заявки в пределах рыночной цены будут исполняться мгновенно, а заявка на продажу за 80 руб. будет отложена до лучших времен на случай, если цена акций вырастет. Таким образом рынок будет работать быстро, но будет ликвидным, и рыночная цена акции будет достаточно стабильной.

 

Доходы и затраты маркет-мейкера

Первый источник дохода для маркет-мейкера — спред ценной бумаги, то есть разница между ценой покупки и продажи. Например, если в приведенном выше примере цена стабильно держалась на уровне 60/61, и при этом за день маркет-мейкер выступил продавцом для 10 тыс. акций и покупателем для такого же количества, то его дневной доход составил 10 000 * 61 руб. — 10 000 * 60 руб. = 10 000 руб.

Второй источник дохода — брокерская комиссия за совершение сделок, так как маркет-мейкер как правило еще и крупный брокер, работающий на бирже, то есть он также осуществляет сами сделки купли-продажи. Но сделки по этой акции могут проводить и другие брокеры. Если на бирже есть несколько маркет-мейкеров, работающих с одной и той же ценной бумагой, то они конкурируют между собой за сделки. Тогда маркет-мейкер может предлагать брокеру небольшую комиссию за то, что тот совершает сделки именно с этим маркет-мейкером. У брокера при этом есть обязанность учитывать интересы клиента и выбирать такого маркет-мейкера, который предлагает наилучшие условия по ценной бумаге.

Основной риск маркет-мейкера, который может периодически создавать для него убытки — обязанность покупать и/или продавать ценную бумагу вне зависимости от настроения на рынке. Например, при появлении неожиданных плохих новостей о компании все участники захотят продать ее акции. Никто не будет настроен покупать их — и тут все покупки придется сделать маркет-мейкеру, а сомнительная ценная бумага, цена которой должна в будущем упасть, осядет на его балансе.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.