ENG

Монополия

Открыть эту статью в PDF

Определение и базовая модель монополии

Монополия — состояние рынка, при котором отсутствует конкуренция и одна компания является единственным поставщиком продукта или услуги. Для такого рынка характерны следующие особенности:

  1. Продавец устанавливает цену.
  2. Продавец не использует рыночные стратегии, то есть в своих решениях не учитывает возможную реакцию текущих и потенциальных конкурентов на эти решения.
  3. Рынок имеет настолько высокие барьеры на вход, что появление других участников невозможно.
  4. Покупатели не влияют на цену и вынуждены принимать ее. Они могут только отказаться от потребления соответствующего продукта (при этом как правило подразумевается, что доступной альтернативы этому продукту нет).

Главный экономический эффект монополии для компании, которая является единственным поставщиком, —  возможность долгосрочно получать положительную экономическую прибыль, то есть прибыль, превышающую и издержки производства, и стоимость задействованного капитала.

 

Условия возникновения монополии

Монопольные рынки возникают в силу разных причин. Один из вариантов, который часто рассматривается как нежелательная форма монополии, — создание одной компанией доминирующего положения на рынке за счет поглощения конкурентов и других действий для укрупнения бизнеса.

Монопольное рыночное положение на рынке, который до этого был конкурентным, может быть обеспечено двумя способами:

  1. Создание компании, имеющей настолько значительную долю рынка, что она может игнорировать конкурентов. Обычно происходит путем поглощения других участников рынка. В таких сделках выгода достигается за счет того, что после устранения конкуренции созданная компания-монополист сможет устанавливать более высокие цены и получить прибыль более высокую, чем было возможно на конкурентном рынке.
  2. Объединение независимых компаний для ведения согласованной коммерческой и производственной политики (например, создание картеля).

Еще один вариант — естественная монополия, которая основана на доступе компании либо к уникальному ресурсу, либо к объекту инфраструктуры, который невозможно или экономически нецелесообразно дублировать.

Типичные примеры рынков, на которых возникают естественные монополии:

  • транспортная инфраструктура (дороги, железные дороги, мосты),
  • сети передачи электроэнергии,
  • сети водоснабжения и канализации.

Как правило, государство участвует в работе естественных монополий. Это участие может ограничиваться регулированием цен, но возможно и сотрудничество на основе государственно-частного партнерства и полностью государственный бизнес на монопольных рынках.

Последний вариант — монополия, предоставленная государством. Для того, чтобы стимулировать определенные виды деятельности, государство может предоставлять компаниям монопольные права, позволяющие извлекать повышенную прибыль из продаж и не опасаться конкуренции. Самый широко распространенный вид такой монополии — патенты и авторские права, которые дают монопольное право на продукт для того, чтобы стимулировать инновации. Защищенный патентом продукт может быть только одним из множества аналогичных продуктов на конкурентном рынке, но инновации обычно направлены на то, чтобы создать для продукта уникальные свойства, которые сделают его хотя бы ограниченной монополией.

 

Эластичность спроса и максимизация прибыли

Как правило, размер спроса (зеленая линия на графике) постепенно убывает с ростом цены. Чем менее «обязательным» является потребление продукта, тем больше эластичности проявляет спрос и тем быстрее он падает с ростом цены.

Маржинальные издержки при этом растут с объемом производства. В условиях совершенной конкуренции производители стремятся наращивать объем производства до тех пор, пока это будет окупаться. В результате производство обычно устанавливается на уровне, где пересекаются линии спроса и издержек. Это можно считать оптимальным объемом производства и продаж.

Эластичность спроса и максимизация прибыли

В условиях монополии производитель устанавливает цену, которая обеспечивает ему положительную экономическую прибыль. Эта цена будет выше, чем цена для оптимального объема продаж, а уровень спроса при такой цене окажется ниже. В результате происходит два изменения в экономических результатах:

  1. Часть выгоды, которая при совершенной конкуренции оставалась бы у покупателей, переходит к продавцу.
  2. Некоторая часть выгоды просто теряется из-за того, что объем производства будет меньше оптимального. На графике это желтая область.

Соответственно, экономическая модель монополии ведет к некоторому снижению эффективности работы экономики, а также перераспределяет часть выгоды в пользу продавца (что может быть оправданным или чрезмерным, в зависимости от обстоятельств).

 

Государственное регулирование монополий

Большинство стран создали законодательство и регулирующие механизмы, направленные на то, чтобы не допустить возникновение монополий у частных компаний на рынках, которые должны работать в условиях конкуренции. Эти регулирующие механизмы относятся к следующим типам:

  • Ограничения слияния компаний. Если компании планируют слияние или поглощение, и эта сделка может привести к слишком большой доле рынка у одного участника, государство требует согласования сделки со специальным антимонопольным органом. Для определения того, следует ли получать разрешение, могут быть использованы формальные показатели, такие как индекс Херфиндаля, но критерии могут быть другими и меняться в зависимости от рынка.
  • Искусственное разделение компаний. Если постепенный рост одного из производителей привел к тому, что его доля рынка попадает под понятие монополии, то антимонопольные органы могут потребовать разделения компании на несколько частей и продажи их разным владельцам. Такое же искусственное разделение проводят и в момент преобразования компаний. Например, в России во время реформы железных дорог из состава ОАО «РЖД» был выведен ремонтный комплекс, состоящий из 120 вагоноремонтных депо. По настоянию антимонопольной службы они были разделены на три примерно одинаковых вагоноремонтных компании, имеющих свои депо во всех регионах.
  • Штрафы и особые налоги. Антимонопольные службы могут вмешиваться в работу компаний еще до того, как монополия создана. Для этого они применяют штрафы за действия, которые нарушают свободную конкуренцию в отрасли.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.