ENG

Рентабельность продаж: NPM, EBITDA%

Открыть эту статью в PDF

Как посчитать рентабельность продаж

Как правило под рентабельностью продаж подразумевают рентабельность по чистой прибыли (Net Profit Margin, NPM). В этом случае формула для расчета показателя выглядит так:

формула для расчета рентабельности продаж

где:
Net Profit — чистая прибыль из отчета о прибылях и убытках
Revenue — выручка компании за тот же период

Результаты этой формулы выражают в процентах. Показатель NPM рассчитывают по годовой отчетности, но поскольку и числитель, и знаменатель относятся к одному периоду, можно использовать эту же формулу для квартальных или месячных результатов.

Для рентабельности по чистой прибыли используют также сокращение ROS, Return on Sales, но такое название не показывает разницы между ним и другим вариантом рентабельности — по EBITDA, так как термин return одинаково применим и для чистой прибыли, и для EBITDA.

Рентабельность по EBITDA (EBIDA margin или EBITDA%) показывает отношение прибыли до учета процентов, налога и амортизации к выручке компании. Формула для расчета показателя:

формула расчета рентабельности

Рентабельность по EBITDA также выражается в процентах.

 

Интерпретация рентабельности продаж

Универсальных правил для интерпретации показателей рентабельности нет, но в некоторых методиках экспресс-анализа устанавливают, что рентабельность по чистой прибыли более 10% означает успешную деятельность, уровень рентабельности от 5% до 10% оценивают как относительно хороший результат, а рентабельность ниже 5% или убытки интерпретируют как неудачу. Такие упрощенные подходы можно применять только для крайне поверхностного анализа, так как нормальная рентабельность существенно зависит от отрасли, состояния рынка и других факторов.

Более содержательным является сравнение рентабельности компании с результатами ее конкурентов. В условиях одинакового рынка компании с более высокой рентабельностью можно считать более эффективными: они могут работать с меньшей себестоимостью или успешнее ведут маркетинговую деятельность.

 

Пример расчета показателей

Ниже приведен пример того, как будут выглядеть показатели рентабельности по чистой прибыли и EBITDA, рассчитанные на основе полной отчетности. Здесь для упрощения расчетов величина амортизации выделена из состава себестоимости. В реальной отчетности амортизацию часто приходится искать в других отчетах, так как в отчете о прибылях и убытках она не выделена.

пример того, как будут выглядеть показатели рентабельности по чистой прибыли и EBITDA

Обратите внимание, что для показателя EBITDA здесь используется пояснение «операционная». Это связано с тем, что существуют разные способы определения EBITDA. Подробнее об этом — в статье EBITDA.

 

Применение в прогнозировании

При построении прогнозов в финансовых моделях часто делают предположение, что исторические значения EBITDA% будут оставаться стабильными и в будущем. Это предположение основано на том, что операционные расходы часто обусловлены особенностью бизнеса компании и меняются медленно.

Такой подход позволяет, отталкиваясь от исторических отчетов компании, быстро спрогнозировать ее будущие доходы:

прогноз на будущие доходы

В приведенном примере аналитик использует три исторических года для того, чтобы оценить средние значения и тенденции для темпов роста бизнеса и рентабельности по EBITDA, а затем устанавливает значения для прогнозных периодов. Розовым фоном выделены значения, которые не вычисляются в модели, а вводятся аналитиком.

 

Применение в оценке бизнеса

В оценке бизнеса сравнительным подходом популярен показатель P/E, который демонстрирует отношение цены акции к прибыли на одну акцию. В знаменателе этого показателя — чистая прибыль компании. Но чистая прибыль может сильно меняться от периода к периоду, вызывая значительные колебания в оценке бизнеса. Для того, чтобы не зависеть от таких краткосрочных колебаний, аналитики применяют нормализованные показатели, которые вычисляют следующим образом:

  1. Получаем значение NPM за ряд периодов. Как правило, 3-5 лет.
  2. Вычисляем среднее значение NPM.
  3. Умножаем выручку текущего периода на среднее NPM. То, что мы вычислили — нормализованная прибыль, то есть такая прибыль, которую компания могла бы получить при средней рентабельности.
  4. Вычисляем P/E с использованием этой прибыли. Мы сгладили колебания в рентабельности и получим теперь более стабильную оценку бизнеса.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.