ENG

Обзор рынка кондитерских изделий

Алексей Жуков, ведущий консультант, руководитель направления АПК в Группе компаний «Альт-Инвест»

В 2019 году в Алтайском крае закрылось крупное кондитерское производство, Заринский комбинат по производству кондитерских изделий «Шоколенд» не работает с середины января. Мы решили проанализировать, что происходит на отечественном рынке кондитерских изделий.

Для начала разберёмся со структурой рынка. Его можно сегментировать по видам:
  • Сахаристые изделия:
    • Карамель
    • Мармелад
    • Зефир и т.п.
  • Мучные изделия
    • Пряники
    • Печенье
    • Вафли
  • Шоколадные изделия
    • Весовые конфеты
    • Конфеты в коробках
    • Шоколадные плитки

Но такое деление достаточно размытое, и мы часто можем наблюдать сочетание разных видов в одном продукте, например, вафли в шоколаде или вафельные конфеты. Некоторые эксперты также относят к кондитерским изделиям:

  • Пастилу из фруктов
  • Батончики мюсли
  • Сухофрукты в шоколаде или йогурте
  • Козинаки из орехов, семечек
  • Мед, варенье и т. п.
Рынок сегодня

Несмотря на сокращение доходов населения, рынок кондитерских изделий растет примерно на 2,8 процента ежегодно в течение последних трёх лет. Видимо, россияне «заедают» свои финансовые потери конфетами и печеньем.

Рис. 1. Динамика доходов населения (Источник Росстат)

Рис. 2. Динамика рынка кондитерских изделий

Наиболее перспективные сегменты:

  • Мучные изделия – среднегодовой рост +2,5%
  • Весовые конфеты – среднегодовой рост +1,1%
  • Батончики, в том числе батончики мюсли – среднегодовой рост +1,5%
  • Плиточный шоколад – среднегодовой рост +1,8%

Сегменты-аутсайдеры:

  • Карамель – среднегодовое сокращение рынка -2,0%
  • Конфеты в коробках – среднегодовое сокращение рынка -1,1%
Драйверы развития

Рост рынка обусловлен несколькими факторами. Первый — увеличение потребления кондитерских изделий. В среднем один россиянин съедает 25,2 кг сладостей в год, тогда как в 2015 году этот показатель составлял 22,4 кг. В международных масштабах такая цифра не предел, например, ежегодно один житель Великобритании потребляет 27 кг сладостей, а житель Германии — 34 кг.

Второй фактор, обеспечивающий рост рынка, – увеличение экспорта. При отсутствии поддержки отрасли со стороны государства, экспорт кондитерских изделий растет ежегодно, и сегодня кондитерская промышленность один из лидеров. В списке экспорта товаров АПК кондитерские изделия занимают четвертое место. В январе-июле 2019 года российские предприятия увеличили поставки продукции за рубеж до 563 млн долларов (без учёта данных по странам ЕАЭС за июнь и июль), что на 14% превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом кондитерская промышленность — один из драйверов роста поставок российского продовольствия за рубеж. К 2024 году прогнозируемый объем экспорта кондитерских изделий увеличится до 2,4 млрд долларов. План на текущий год — 1,335 млрд долларов1. Основные страны-импортёры российских кондитерских изделий: Казахстан, Китай, Беларусь, Азербайджан, Киргизия; а основные экспортируемые продукты — мучные и шоколадные изделия.

Рис. 3. Динамика экспорта кондитерских изделий в 2013-2018 годах тыс. тонн

Конкуренция

Конкуренция на рынке кондитерских изделий высока, и сейчас происходит его консолидация – локальные игроки исчезают или поглощаются более крупными компаниями. На ООО «КФ Мишкино» арбитражным судом ведется процедура наблюдения, на калининградской «Фабрике шоколадных масс» — процедура банкротства, в апреле 2019 года ООО «Сибирский кондитер» уведомил арбитраж Омска о намерении обратиться с иском о банкротстве, а Кондитерская фабрика «Лаком» продана после признания её банкротом. К тому же, у традиционного сегмента кондитерских изделий появился новый конкурент — кондитерские-пекарни, которые открываются повсеместно. А рост популярности ЗОЖ способствует переходу потребителей от традиционных кондитерских изделий на полезные сладости: варенье из натуральных ягод, сухофрукты, батончики-мюсли, пастилу и т. п.

Значительную долю рынка занимают транснациональные компании: «Марс» (ТМ Bounty, Mars, Snickers), «Нестле», «Монделиз Русь» (ТМ Alpen Gold, Milka). Вместе с российскими «Объединенными кондитерами» (ТМ «Аленка», «Бабаевский», «Красный Октябрь», «РотФронт») они производят 62% продукции, предлагаемой покупателям.

Что будет дальше

Развитие рынка, в первую очередь, определяется доходами российских потребителей. В нынешних экономических условиях покупатели очень чувствительны к ценам. Они «охотятся» за скидками и промоакциями. Поэтому производители выпускают линейки продуктов специально под такие акции.

Этим же объясняется рост объёма реализации кондитерских изделий через сетевые магазины-дискаунтеры («Пятерочка», «Дикси», «Магнит») и снижение доли традиционной розницы. А рост самих сетей-дискаунтеров позволяет крупным игрокам расширять линейку собственных торговых марок (СТМ). Сегодня доля продукции СТМ на полке — не более 5%, а годовой рост кондитерских изделий собственных торговых марок — 2-3%. Аналитики прогнозируют, что рынок СТМ в России будет развиваться по европейскому сценарию, где доля такой продукции доходит до 40%.

Один из важнейших трендов рынка – курс на здоровый образ жизни. Потребители отказываются от вредных продуктов, в том числе от сладких, где много сахара. Люди хотят покупать полезную продукцию с понятным составом. Поэтому изделия из натуральных ингредиентов, с низким содержанием сахара или совсем без него будут всё более востребованы на рынке.


1 http://mcx.ru – вэб-сайт Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.