Алексей Жуков, ведущий консультант, руководитель направления АПК в Группе компаний «Альт-Инвест»
В 2019 году в Алтайском крае закрылось крупное кондитерское производство, Заринский комбинат по производству кондитерских изделий «Шоколенд» не работает с середины января. Мы решили проанализировать, что происходит на отечественном рынке кондитерских изделий.
Но такое деление достаточно размытое, и мы часто можем наблюдать сочетание разных видов в одном продукте, например, вафли в шоколаде или вафельные конфеты. Некоторые эксперты также относят к кондитерским изделиям:
Несмотря на сокращение доходов населения, рынок кондитерских изделий растет примерно на 2,8 процента ежегодно в течение последних трёх лет. Видимо, россияне «заедают» свои финансовые потери конфетами и печеньем.
Рис. 1. Динамика доходов населения (Источник Росстат)
Рис. 2. Динамика рынка кондитерских изделий
Наиболее перспективные сегменты:
Сегменты-аутсайдеры:
Рост рынка обусловлен несколькими факторами. Первый — увеличение потребления кондитерских изделий. В среднем один россиянин съедает 25,2 кг сладостей в год, тогда как в 2015 году этот показатель составлял 22,4 кг. В международных масштабах такая цифра не предел, например, ежегодно один житель Великобритании потребляет 27 кг сладостей, а житель Германии — 34 кг.
Второй фактор, обеспечивающий рост рынка, – увеличение экспорта. При отсутствии поддержки отрасли со стороны государства, экспорт кондитерских изделий растет ежегодно, и сегодня кондитерская промышленность один из лидеров. В списке экспорта товаров АПК кондитерские изделия занимают четвертое место. В январе-июле 2019 года российские предприятия увеличили поставки продукции за рубеж до 563 млн долларов (без учёта данных по странам ЕАЭС за июнь и июль), что на 14% превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом кондитерская промышленность — один из драйверов роста поставок российского продовольствия за рубеж. К 2024 году прогнозируемый объем экспорта кондитерских изделий увеличится до 2,4 млрд долларов. План на текущий год — 1,335 млрд долларов1. Основные страны-импортёры российских кондитерских изделий: Казахстан, Китай, Беларусь, Азербайджан, Киргизия; а основные экспортируемые продукты — мучные и шоколадные изделия.
Рис. 3. Динамика экспорта кондитерских изделий в 2013-2018 годах тыс. тонн
Конкуренция на рынке кондитерских изделий высока, и сейчас происходит его консолидация – локальные игроки исчезают или поглощаются более крупными компаниями. На ООО «КФ Мишкино» арбитражным судом ведется процедура наблюдения, на калининградской «Фабрике шоколадных масс» — процедура банкротства, в апреле 2019 года ООО «Сибирский кондитер» уведомил арбитраж Омска о намерении обратиться с иском о банкротстве, а Кондитерская фабрика «Лаком» продана после признания её банкротом. К тому же, у традиционного сегмента кондитерских изделий появился новый конкурент — кондитерские-пекарни, которые открываются повсеместно. А рост популярности ЗОЖ способствует переходу потребителей от традиционных кондитерских изделий на полезные сладости: варенье из натуральных ягод, сухофрукты, батончики-мюсли, пастилу и т. п.
Значительную долю рынка занимают транснациональные компании: «Марс» (ТМ Bounty, Mars, Snickers), «Нестле», «Монделиз Русь» (ТМ Alpen Gold, Milka). Вместе с российскими «Объединенными кондитерами» (ТМ «Аленка», «Бабаевский», «Красный Октябрь», «РотФронт») они производят 62% продукции, предлагаемой покупателям.
Развитие рынка, в первую очередь, определяется доходами российских потребителей. В нынешних экономических условиях покупатели очень чувствительны к ценам. Они «охотятся» за скидками и промоакциями. Поэтому производители выпускают линейки продуктов специально под такие акции.
Этим же объясняется рост объёма реализации кондитерских изделий через сетевые магазины-дискаунтеры («Пятерочка», «Дикси», «Магнит») и снижение доли традиционной розницы. А рост самих сетей-дискаунтеров позволяет крупным игрокам расширять линейку собственных торговых марок (СТМ). Сегодня доля продукции СТМ на полке — не более 5%, а годовой рост кондитерских изделий собственных торговых марок — 2-3%. Аналитики прогнозируют, что рынок СТМ в России будет развиваться по европейскому сценарию, где доля такой продукции доходит до 40%.
Один из важнейших трендов рынка – курс на здоровый образ жизни. Потребители отказываются от вредных продуктов, в том числе от сладких, где много сахара. Люди хотят покупать полезную продукцию с понятным составом. Поэтому изделия из натуральных ингредиентов, с низким содержанием сахара или совсем без него будут всё более востребованы на рынке.
1 http://mcx.ru – вэб-сайт Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.