Олигополия — такое состояние рынка, когда на нем действует несколько прямых конкурентов с одинаковым продуктом. Их количество невелико (отсюда и название, которое означает «торговля немногих»), и поэтому они могут устанавливать цены, но должны учитывать поведение конкурентов в ответ на свои решения. При этом потребителей много, каждый из них занимает очень небольшую долю рынка и не может влиять на цены, они вынуждены иметь дело с теми ценами, которые установили продавцы.
Главная особенность олигополии в том, что продавцы должны действовать стратегически, то есть принимать решения с учетом того, какие ответные действия следует ожидать от конкурентов.
Типичный пример олигополии — рынок сотовой связи. В любой стране на этом рынке действует несколько крупных компаний, которые конкурируют друг с другом, а миллионы пользователей просто принимают цены, установленные в результате этой конкуренции, и выбирают продавца. Другой хорошо известный олигополистический рынок — производство крупных пассажирских самолетов, где конкурируют две компании: Boeing и Airbus.
Экономическая модель олигополии основана на следующих базовых принципах:
Для изучения теории олигополистических рынков часто берут случай, когда на рынке есть только два конкурента. Такой частный случай называется дуополия.
Модель олигополии подразумевает, что покупатели не влияют на цену и не участвуют в принятии решений, а продавцы конкурируют друг с другом за долю рынка, стараясь максимизировать свой доход. В сравнении с двумя другими базовыми моделями рынка, совершенной конкуренцией и монополией, эта модель выглядит так:
Олигополия | Совершенная конкуренция | Монополия | |
---|---|---|---|
Размер и число покупателей | Много покупателей, которые не могут влиять на цену | Много покупателей, которые не могут влиять на цену | Много покупателей, которые не могут влиять на цену |
Размер и число продавцов | Несколько крупных продавцов | Много небольших продавцов | Один продавец |
Взаимозаменяемость продуктов | По-разному | Полностью взаимозаменяемы | Альтернативы нет |
Насколько покупатели информированы о ценах и доступных альтернативах | Могут знать только об одном продавце, а могут знать обо всех | Знают о предложениях всё | Знают всё о единственном предложении |
Барьер на вход для новых участников | Любые | Отсутствует | Непреодолимый |
Как видно из этого сравнения, олигополия охватывает довольно широкий спектр отношений между конкурентами, но не рассматривает деталей поведения покупателей.
Существует несколько моделей, которые описывают поведение компаний в условиях олигополии. Они могут иногда называться по основным характеристикам (например, модель ценовой конкуренции), но больше известны под именами исследователей, внесших вклад в разработку теории каждой модели:
Еще одна модель поведения, которая основана на олигополии, это создание картеля для регулирования цен и объемов на основе договоренности всех участников. Такое поведение делает рынок похожим на монополию, но остаются некоторые важные отличия, главное из которых — вопрос о том, как обеспечить доверие участников и устойчивую кооперацию. Эти вопросы изучает теория игр.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.