ENG

Мультипликатор P/B

Открыть эту статью в PDF

Определение и расчет P/B

Показатель Цена/Балансовая стоимость (Price to Book Value, P/B) рассчитывается как отношение рыночной стоимости компании к балансовой стоимости ее собственного капитала. Другая формулировка: отношение рыночной стоимости акции к балансовой стоимости на одну акцию. Формула расчета, соответственно:

Формула расчета показателя Цена/Балансовая стоимость

где
Market Cap — рыночная капитализации, или просто суммарная рыночная стоимость всех акций компании
Book Value of Equity — стоимость собственного капитала, взятая по данным баланса

Отношение P/B применяется в оценке бизнеса и, как и другие коэффициенты сравнительной оценки, его обычно называют рыночным мультипликатором.

 

Применение P/B

Мультипликатор P/B — это мультипликатор цены, то есть его используют для оценки стоимости собственного капитала без учета долга (в отличие от мультипликаторов стоимости предприятия, которые вычисляют всю стоимость бизнеса до вычета обязательств).

Если в P/E в качестве знаменателя, характеризующего стоимость бизнеса, применялась чистая прибыль, то есть учитывался результат за конкретный период, то в показателе P/B в качестве знаменателя используется собственный капитал из баланса, который, в некотором смысле, отражает накопленную в бухгалтерском учете прибыль. Математика использования P/B не отличается от того, что делают с любым другим мультипликатором и состоит из следующих шагов:

  1. Вычисляем показатели P/B для нескольких компаний, похожих на исследуемую.
  2. Вычисляем усредненное значение показателя. Это может быть либо среднее, либо медиана для полученных значений.
  3. Зная значение балансовой стоимости для исследуемой компании, вычисляем с помощью усредненного P/B ожидаемую рыночную стоимость.

 

Аргументы за и против показателя P/B

Существует несколько причин, по которым аналитики иногда предпочитают использовать показатель P/B:

  • Балансовая стоимость обычно положительна, хотя чистая прибыль часто может быть отрицательной или нулевой. В таких ситуациях P/B остается вполне работоспособным, в то время как любые расчеты на основе P/E оказываются просто бессмысленными.
  • Балансовая стоимость отражает, среди прочего, накопленную за длительный период прибыль. Она более стабильна и не подвержена скачкам. В то же время чистая прибыль от периода к периоду может меняться очень сильно — но это не означает, что стоимость компании должна быть такой же нестабильной.
  • Есть компании, такие как банки, инвестиционные и страховые фирмы, которые в значительной степени состоят из ликвидных активов. В таких компаниях балансовая стоимость их активов оказывается довольно близкой к их рыночной стоимости.
  • Разница в показателях P/B отражает долгосрочную способность компании зарабатывать прибыль.
  • Балансовая стоимость становится особенно интересной в оценке, если предполагается, что компания не будет продолжать свою деятельность и может быть ликвидирована.

Эти аргументы имеют разный вес в зависимости от конкретной ситуации, но в целом они приводят к тому, что показатель P/B входит в 3-4 наиболее распространенных мультипликаторов в сравнительной оценке бизнеса. Однако у его применения есть и свои недостатки:

  • Оценка на основе балансовой стоимости упускает из виду такие активы, которые не отражаются в балансе. Один из этих активов — человеческий капитал, то есть уровень навыков, компетенции и другие качества персонала компании. Другой возможный актив — известность и репутация. В некоторых случаях они отражаются в учете, например, через оценку стоимости товарных знаков, но подходы к этому не всегда надежны и могут сильно меняться от компании к компании.
  • Показатель P/B может вводить в заблуждение, если компании используют разные бизнес-модели и в результате владеют разными активами. Например, компания, ведущая бизнес на арендованных площадях и оборудовании, будет иметь очень невысокую стоимость активов, а ее конкурент, владеющий зданиями и станками, отразит их полную стоимость в балансе.
  • Активы отображаются в бухгалтерском учете по их исторической стоимости, и лишь некоторые из них регулярно переоценивают. В результате корректность использования балансовых данных для определения стоимости активов часто вызывает сомнение.
  • Другой источник искажений — принятая в компании практика ведения учета. Правила начисления амортизации, признания доходов и затрат и т. п. создаются для оптимального решения бухгалтерских и налоговых вопросов, но далеко не всегда положительно влияют на точность отражения финансовой стоимости активов и пассивов.

 

Определение балансовой стоимости и возможные корректировки

При определении балансовой стоимости собственного капитала начинают с расчета, основанного просто на балансовом отчете. Для этого берут суммарную стоимость собственного капитала и вычитают из нее все те элементы, на которые не имеют права обладатели обыкновенных акций. Обычно это доля меньшинства и привилегированные акции.

Далее могут потребоваться корректировки:

  • Некоторые аналитики предпочитают исключить стоимость нематериальных активов и гудвилл, считая, что эти активы оценены в балансе менее надежно, чем основные средства.
  • Если стоимость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности вызывает сомнение, то возможно следует переоценить их.
  • Если у компании есть активы за балансом, надо включить их в состав активов для расчета P/B.

 

Расчет P/B из фундаментальных показателей

Известная формула Гордона, применяемая в оценке бизнеса, может быть несколько модифицирована так, что из нее получится формула расчета показателя P/B:

>Расчет P/B из фундаментальных показателей

где
ROE — рентабельность собственного капитала
g — темпы роста прибыли
r — ставка требуемой доходности собственного капитала

Эта формула показывает связь между доходным подходом к оценке и ожидаемыми показателями в сравнительном подходе.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.