Показатель Цена/Прибыль (Price/Earnings, P/E) — один из наиболее известных и широко распространенных показателей сравнительной оценки бизнеса. Его формула может быть записана на основе данных, рассчитанных на одну обыкновенную акцию компании:
где Price — цена акции,
EPS — прибыль на акцию (earnings per share).
Альтернативный вариант записи формулы — на основе данных всей компании:
где Equity — рыночная стоимость акционерного капитала (может также называться рыночная капитализация, Market Cap),
Net Profit — чистая прибыль, доступная акционерам компании.
Применение P/E построено на том, чтобы определить «справедливое» отношение P/E путем анализа похожих компаний или другими методами, а затем из прибыли компании получить оценку ее стоимости.
В процессе оценки следует обратить внимание на следующие проблемы:
Основные преимущества применения P/E в оценке бизнеса:
В то же время, у показателя P/E есть и недостатки:
Предположим, что мы хотим оценить стоимость российской торговой сети O’Кей. Это публичная компания, и в России есть еще три крупных публичных торговых сети: Магнит, X5 и Лента.
Соберем данные об этих компаниях на апрель 2021 года:
Чистая прибыль O’Кей в 2020 году по предварительным данным составила $14 млн, а в 2021 году ожидается прибыль $15 млн. Если применить к ней полученные P/E, то оценка компании:
14 * 9,8 = $137 млн или 15 * 8,8 = $132 млн
Рыночная же стоимость акций компании O’Кей на момент анализа составляла $202 млн. Это значит, что относительно показателя P/E, компания выглядит переоцененной и можно ожидать, что цена ее акций снизится. Впрочем, это очень поверхностная оценка, и опираться только на нее недостаточно.
В приведенном выше примере видно, что показатель P/E может рассчитываться в нескольких вариантах, в зависимости от того, за какой именно период берется чистая прибыль. Это создает два варианта показателя P/E:
Расчет форвардного P/E зависит от наличия надежного прогноза прибылей для всех сравниваемых компаний, поэтому его не всегда удается применить. Кроме того, может возникать путаница определением того, что считать ближайшим годом.
Встречаются разные варианты:
По аналогии с NTM, показатель trailing P/E иногда отображают в отчетах под названием LTM, т. е. last twelve months, «последние 12 месяцев».
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.