ENG

ОАО «РЖД». Проекты в рамках реформы

История сотрудничества ООО «Альт-Инвест» и ОАО «РЖД» связана с реформированием целой отрасли. Десятки различных учреждений, существовавших в Министерстве путей сообщения, должны были быть преобразованы в дочерние структуры нового акционерного общества. Это один из наиболее крупных российских проектов реструктуризации, проводившийся за последние годы, и с самых первых этапов в нем принимали участие эксперты «Альт-Инвеста».

Проект по созданию «Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава» фактически открыл серию подобных проектов во всех направлениях реструктуризации ОАО «РЖД».

В 2004 году мы выиграли конкурс на разработку бизнес-планов создания дочерних обществ ОАО «РЖД» в сфере капитального строительства. Работа охватывала огромный комплекс, насчитывающий более 40 предприятий по всей стране, в которых заняты десятки тысяч человек.

В рамках этого проекта в 2005 году был разработан бизнес-план создания дочернего общества в области строительно-монтажных работ — ОАО «Росжелдорстрой». В него вошли 19 строительно-монтажных трестов-филиалов компании, на долю которых приходилось 20% рынка строительных заказов для нужд ОАО «РЖД». В 2004 объем работ, выполненных этими трестами, составил примерно 8,5 % всего российского рынка строительных работ.

Суммарные инвестиции ОАО «РЖД» в уставный капитал создаваемого ДО составили 9,8 млрд. рублей, дополнительно в бизнес-плане была предусмотрена инвестиционная программа на период 2005–2010 гг. в размере 6 млрд. рублей, осуществление которой планировалось за счет собственных источников без привлечения заемных средств.

Второй бизнес-план проекта — создание дочернего предприятия ОАО «Росжелдорпроект» на базе 22 проектно-изыскательских институтов — филиалов ОАО «РЖД» с уставным капиталом около 1,3 млрд. рублей. Дополнительно была предусмотрена реализация инвестиционной программы объемом в 1 млрд. рублей. Количество сотрудников новой компании — почти 23 тысяч человек.

Общий объем инвестиций в обе дочерние компании составил 18,1 млрд. руб. или около 650 млн. долл. Это был самый большой и, без сомнения, самый сложный проект, с которым приходилось сталкиваться нашей компании.

В 2006 «Альт-Инвест» спланировал реформу снабжения сотрудников ОАО «РЖД». Система рабочего снабжения — это несколько тысяч магазинов, кафе и столовых по всей стране. В рамках реформы эта сеть, как непрофильное направление, была вынесена за пределы компании и стала самостоятельным бизнесом — ОАО «ЖТК». В ходе работы экспертами «Альт-Инвест» были проанализированы различные сценарии развития торговых сетей, выбрана стратегия проведения реформы, оценены финансовые последствия реализации этой стратегии. Консультанты нашей компании также участвовали и в защите концепции в различных государственных структурах.

В апреле 2007 года Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил бизнес-план создания ЖТК. Инвестиции в создаваемую сеть составили свыше $300 миллионов. Компания унаследовала всю индустрию торговли и общественного питания железных дорог и по числу объектов стала крупнейшей в России сетью.

В том же 2006 году специалисты «Альт-Инвест» разработали «Методические рекомендации по подготовке технико-экономических обоснований создания дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». Цель рекомендаций — выполнять проекты создания компаний в рамках реформы железных дорог в едином стандарте, что облегчает задачу по подготовке к их реализации. В методике отражены требования к анализу проектов, правила оформления документов, часто встречающиеся ошибки и недостатки, типовые решения. На основании данных рекомендаций на отдельных дорогах среди экономистов проводятся экзамены. Методика активно используется холдингом в проектах выделения в самостоятельные бизнесы многих подразделений РЖД. В дополнение к ней были также созданы специализированные отраслевые модели на базе программы «Альт-Инвест».

При подготовке методики наша компания в полной мере использовала как свой пятнадцатилетний опыт оценки инвестиционных проектов, так и двухлетний стаж работы в рамках реформы. В разработке участвовали ключевые консультанты «Альт-Инвест» — Дмитрий Рябых и Ирина Кольцова.

Третья методическая разработка для ОАО «РЖД» была завершена в 2009 году — «Методические документы и аналитические модели для оценки целесообразности привлечения внешних партнеров для развития отдельных бизнесов ОАО «РЖД». Работа охватывала решение таких вопросов, как:

  • выбор оптимального способа развития бизнеса;
  • определение рекомендованных организационных форм взаимодействия холдинга и отдельных бизнесов;
  • оценку стратегической привлекательности потенциальных партнеров;
  • экономический анализ выгод, которые холдинг получит от реализации проектов развития бизнеса.

Проект был согласован с причастными департаментами и подготовлен к внедрению. Учитывая текущую экономическую ситуацию, произошло это как раз вовремя, т.к. оптимизация расходов и более детальный экономический анализ на тот момент стояли на первом месте практически для всех российских предприятий и компаний, не зависимо от их размера и капитализации.

В октябре 2012 года в презентации для инвесторов, подготовленной в рамках размещения евробондов ОАО «РЖД», сообщается, что на 2013 год запланирована приватизация части активов госкомпании, размещенных в дочерних предприятиях. Основу приватизационных планов составила планируемая продажа контрольного пакета ОАО «Железнодорожная торговая компания» (холдинг, объединяющий все магазины и объекты общественного питания), ОАО «Первая нерудная компания» (холдинг щебеночных заводов), а также неконтрольных пакетов ОАО «РЖДстрой» (строительно-монтажные тресты) и ОАО «БетЭлТранс» (заводы железобетонных шпал). От продажи активов, по данным агентства «Интерфакс», ОАО «РЖД» рассчитывает выручить 42 млрд. руб. 

Все проекты, выполненные нашими экспертами в рамках реструктуризации ОАО «РЖД», были масштабными, детальными и сложными и, тем не менее, ни один из них «не забуксовал». Более того,   они подведены к запланированному в реформе результату — готовы к приватизации. Это в очередной раз доказывает исключительную практическую направленность разработок ООО «Альт-Инвест» и их прикладной характер. 

Отзывы представителей ОАО «РЖД» о работе с ООО «Альт-Инвест»:

А.Г. Белова, вице-президент ОАО «РЖД»

А.К. Дмитрук, зам. начальника экономической службы филиала «Октябрьская железная дорога» ОАО «РЖД»

С.А. Потемкин, и.о. начальника инвестиционной службы филиала «Октябрьская железная дорога» ОАО «РЖД»

В.А. Веремеев, начальник Департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД».

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.