Мария Мокейчева
Издание «Деловой Петербург»
Стратегический консалтинг, спрос на который во время кризиса упал в несколько раз, снова востребован. Компании ищут новые пути развития в посткризисных условиях.
Рост на рынке услуг стратегического консалтинга начался во второй половине 2010 г. Восстановление шло медленнее, чем в целом в консалтинге. «Расходы на стратегический консалтинг были сокращены в первую очередь», — поясняет генеральный директор ИКФ «Альт» Александр Печерский. «Клиенты сократили объемы инвестиций в стратегию, поскольку их больше интересовали тактические задачи: сокращение затрат, реорганизация и просто выживание», — говорит партнер, руководитель отдела консультационных услуг PwC Джеффри Николсон. По мнению генерального директора консалтинговой группы BI TO BE Михаила Милиниса, у большинства бизнесменов в ситуации нестабильности включается предпринимательский инстинкт — браться за все, что может принести деньги. «Они пользуются любыми возникающими возможностями, именно поэтому стратегия осознанно или бессознательно отрицается», — говорит он.
В 2009 г. спрос на стратегический консалтинг упал в России, по словам Александра Печерского, в 3-4 раза по сравнению с докризисными показателями. Михаил Милинис оценивает уменьшение консультационного рынка Петербурга в 30-50%.
«Компании, которые до кризиса специализировались на услуге по разработке стратегии, в его разгар диверсифицировали свою продуктовую линейку», — говорит директор по развитию АКГ «Развитие бизнессистем» Андрей Максимов, поясняя, что предложение консультантов помочь клиентам разработать антикризисную стратегию особого ажиотажа у последних не вызвало. И в итоге компаний, которые занимались бы исключительно стратегиями, осталось немного.
Сейчас консультационные компании говорят о растущем спросе на стратегический консалтинг.
По их оценкам, спрос вырос почти в 2 раза, правда, по отношению к кризисному 2009 г. «Многие клиенты во всех отраслях изучают новые потребительские сегменты, каналы сбыта и продукцию, а также соответствующие модели бизнеса, организационные и операционные модели, — объясняет Джеффри Николсон. — Кроме того, многие клиенты рассматривают возможность совершения сделок слияния и поглощения».
А вот сторонние наблюдатели гораздо менее оптимистичны в своих оценках. По данным информационного агентства «КредИнформ», хоть динамика развития и положительная, но рост незначительный, всего 2-3%, и наблюдается не во всех направлениях.
Наряду с количественным ростом консультанты отмечают качественные изменения запросов клиентов. «Если посмотреть на докризисные стратегии компаний, то можно увидеть амбиции, красоту идей и магию цифр», -говорит Михаил Милинис. В «зажиточный» период компании разрабатывали собственную стратегию в основном по требованию акционеров или внешних потребителей — только потому, что документ нужен был с формальной точки зрения, а потом такая стратегия, как правило, пылилась на полках.
Теперь же многие почувствовали необходимость в стратегии. Как замечает заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза» Оксана Тимонина, «сегодня клиентов уже не устраивает только декларация целей и направлений, концепция должна быть обязательно применима на практике».
«Пустые разговоры о том, что наша работа направлена на достижение стратегии, сейчас сменились эрой, когда эта деятельность измеряется в рублях и других качественных единицах», — комментирует Андрей Максимов. По его словам, клиенты хотят знать, каким образом устроено стратегическое управление -попытка увязать свою деятельность с лучшим мировым опытом является естественным следствием кризиса, когда выживают только те, кто сумел применить к своему бизнесу истории успеха других.
Специфика бизнеса также оказывает влияние на подход к стратегическому консалтингу.
Например, в компании ASTERA рассказывают, что в 2009-2010 гг. получили большое число запросов от региональных девелоперов, которых интересовали вопросы реконцепции существующих или устаревших объектов в современные объекты недвижимости.
Сегодня возобновился поток запросов на консалтинг по объектам, находящимся на нулевой стадии реализации, отмечает старший аналитик отдела консалтинга ASTERA/BNP Paribas Real Estate Евгения Буторина. «Концепции этих объектов были разработаны в 2008-2009 гг., и потому сегодня они требуют актуализации с учетом изменившегося рынка и расстановки сил на нем», — говорит она.
В целом же эксперты считают, что в России институт стратегических разработок еще очень молод. Высококлассных специалистов единицы, а собственных разработок и того меньше, все передовые стратегические теории, а также подходы к ведению бизнеса и модели разработаны на Западе, замечают они.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.