fbpx
ENG

Как стать компанией мирового класса в России?

Владислав Серегин
Издание «RBCdaily» КОМПАНИИ

Специалисты считают, что вариантов много, но главное — иметь бизнес-идею и знать, как ее реализовать.

В России ежегодно создается почти 200 тыс. новых компаний, большая часть которых выбирают для себя сценарий развития, характерный для начала 1990-х гг. Пытаясь реализовать какую-то идею, они не всегда знают, как это можно сделать. В условиях структурирования российской экономики это путь, ведущий скорее к поражению, чем к победе. На то, что эта проблема сейчас актуальна, указывает и проведенная на прошлой неделе в Москве конференция «Создание компании мирового класса в России и за ее пределами». Не случайно акцент делается именно на создании компании мирового класса, поскольку таких компаний в России не так много.

Специалисты затрудняются дать однозначное определение: что такое компания мирового класса. «Это очень абстрактное понятие, — заявил RBC daily Артем Белов, директор московского офиса исследовательскоконсультационной фирмы «Альт» (Санкт-Петербург). — Скорее нужно говорить об эффективной и неэффективной компании. Если говорить о «Тинькофф», то это эффективная компания, по крайней мере, внешне это выглядит именно так. Компания «Коркунов» — то же самое. У них есть четкое понимание цели, своей ниши на рынке, и они понимают, как эту нишу можно освоить». В компании BKG считают, что предприятие, претендующее на статус компании мирового класса, должно производить «востребованную, качественную и конкурентоспособную продукцию» и занимать «существенную долю рынка». В одной из российских компаний, ценные бумаги которой торгуются на международных биржах, RBC daily заявили, что считают главным критерием мирового класса соответствие международным стандартам во всем. «Необходимо иметь отчетность по МСФО, независимых директоров в составе совета, листинг на ведущих биржевых площадках, нельзя ущемлять права миноритарных акционеров», — перечислили в компании.

Впрочем, как бы ни расходились мнения экспертов, в России компаний мирового класса не так много. Причем подавляющее их количество было создано на основе гигантов советской индустрии и, соответственно, представлено в сырьевых или инфраструктурных отраслях. Стать компаниями мирового уровня их во многом подвигли необходимость привлекать финансирование за рубежом и в том числе желание хотя бы отчасти продать свой бизнес, и как можно дороже. Так, повышение качества корпоративного управления и внедрение лучших мировых практик как управления, так и взаимодействия со своими партнерами сыграли существенную роль в том, что образовался альянс ТНК-ВР. Однако, если сейчас соответствие международному уровню еще несильно беспокоит большинство владельцев российских компаний, то с процессом интеграции России в мировую экономику и со вступлением в ВТО усиление конкуренции подвигнет (и уже подвигает) часть бизнесэлит отвечать мировому классу.

Опрошенные RBC daily специалисты по управленческому консалтингу отмечают, что в России появляется все больше и больше небольших компаний, которые также можно назвать компаниями мирового класса. Возможно, в них нет сложной системы корпоративного управления (все еще впереди) и ценные бумаги не обращаются на российских и международных биржах, но их система качества и возможность конкурировать на мировом рынке говорит о большом потенциале развития. «Так, можно привести в пример Ирбицкий мотоциклетный завод, который работает в нише тяжелых мотоциклов с коляской и имеет небольшой объем производства, порядка 2 тыс. мотоциклов в год, — рассказывает Артем Белов. — При этом свыше 70% техники компания экспортирует, причем на рынки развитых стран — Европы и Северной Америки». По его словам, предприятию удалось найти и занять узкую нишу по производству мотоциклов с коляской, которые пользуются спросом преимущественно у коллекционеров. «Компания «1С», которая является лидером на российском рынке программирования систем бухгалтерского учета, вызывает интерес у компании Microsoft, -рассказал RBC daily эксперт компании BKG Алексей Логинов. — И я думаю, что это происходит, потому что компания занимает существенную долю рынка и предлагает качественный и востребованный продукт».

Впрочем, готового рецепта у специалистов по управленческому консалтингу, как стать компанией мирового класса или лидером в своей области, нет. «Самое сложное — это сформулировать бизнес-идею, — считает Алексей Логинов. — Очень часто человек интуитивно чувствует, что необходимо делать на каком сегменте рынка, но маркетинговые исследования рынка, конечно, также играют важную роль». «Я бы говорил об осмысленности всего того, что делается, о понимании ситуации, о видении того, как компания будет развиваться», — предлагает Артем Белов. По словам г-на Белова, главный недостаток российских компаний -желание соответствовать международным стандартам, но при этом непонимание, зачем им это надо. «Есть такие вещи, как корпоративное управление, четкое понимание своей стратегии, системы качества, которые могут характеризовать компании, — говорит г-н Белов. — Но что касается российской практики, очень часто смысл этих понятий подменяется самим наличием этих понятий. Мы внедряем систему качества не для того, чтобы эффективно управлять, а для того, чтобы она у нас была, потому что наш потребитель этого требует. Нет осмысленности процесса, а поэтому в компании ничего не меняется, появляется просто сертификат». Впрочем, он же отмечает, что в философии российских компаний произошли существенные изменения за последнее время. «Сейчас ситуация меняется, и никому не нужна, например, стратегия развития компании ради самой стратегии, нужна стратегия для того, чтобы что-то понимать, — продолжает г-н Белов. — В этом плане происходит определенный сдвиг, и многие вещи делаются более осмысленно, чем это было раньше. Компании начинают понимать, для чего все это им надо». По его словам, теперь компании, обращаясь за консультацией, не требуют готового решения (например, стратегии развития), а предпочитают (и даже требуют) собственное участие в его выработке.

Кроме того, по мнению специалистов, совершенно не важен размер компании и отрасль, в которой она действует. «Большоене значиткачественное, — считает Артем Белов. — Для многих российских компаний наиболее эффективна нишевая стратегия, потому что в условиях открывающегося российского рынка им все равно придется рано или поздно конкурировать фактически со всем миром. Поэтому необходимо стремиться работать не только в России, но и за рубежом, поскольку это обеспечит их конкурентоспособность в будущем». С ним соглашается и Алексей Логинов из BKG. «Еще Конфуций говорил о том, что наступать надо на тех направлениях, по которым нет сопротивления, — говорит г-н Логинов. — Это совершенно нормальная стратегия: небольшие ресурсы компании направить на производство качественной и востребованной продукции на каком-то конкретном сегменте рынка. Бить в эту точку. И за счет этого получить необходимые средства, чтобы развивать компанию дальше».

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.