Александр Жарехин, Алексей Груздев, ИКФ «АЛЬТ»
Несмотря на некоторую стабилизацию, которую мы наблюдаем сегодня, в 2014 году Россия окончательно утратила статус «тихой гавани». Люди не знали, что покупать: то ли гречку, то ли доллар, то ли машины и бытовую технику «про запас». Курс рубля скакал проворнее белорусского «зайчика», а ключевая ставка ЦБ вела себя непредсказуемо.
Бизнесу в этот период тоже пришлось нелегко – давайте структурируем ситуацию и посмотрим, как эти обстоятельства повлияли на деятельность компаний и логику принятия решений их руководством?
На наш взгляд, ключевые факторы, оказывающие существенное влияние на большинство компаний в ближайшей перспективе, следующие:
Эти факторы, на первый взгляд, не сулят ничего хорошего ни в этом, ни даже в следующем году. Первая мысль – в стране опять кризис, когда мы еще толком не отошли от потрясений 2008 года, а значит нужно снова браться за оптимизацию затрат, затягивать пояса и ждать, когда «отпустит».
Однако все не так мрачно, между 2008 и 2015 годами есть важные отличия:
В текущей ситуации все компании грубо можно разделить на 3 группы. На каждую группу внешние факторы оказали совершенно разное влияние и, как следствие, набор возможных инициатив для развития бизнеса в ближайшие несколько лет у них существенно различается:
Компании, выигравшие от девальвации рубля. Прежде всего, это сильные экспортеры (и речь идет не столько о сырьевых компаниях), а также крепкие локальные игроки, имеющие хороший продукт и эффективную бизнес-модель, которые позволяют успешно расти и конкурировать даже с мощными международными игроками. Вдобавок к собственным достижениям, сегодня они получили существенную фору на рынке за счет резко подорожавших иностранных конкурентов, часть из которых и вовсе была вынуждена уйти с российского рынка.
Для таких компаний окно возможностей открылось максимально широко, и другого такого шанса может больше и не выпасть. Пока отечественный рынок не упал, а на развитие есть собственные ресурсы – самое время для стратегического рывка. Но в каком направлении? Одни могут попытаться существенно нарастить долю на домашнем рынке, тотально вытесняя слабеющих конкурентов, другие сделать ставку на стратегию захвата новых сегментов и прорывных ниш.
Для самых сильных и амбициозных есть и более привлекательная альтернатива: пойти на экспорт и побороться с иностранцами на их собственной территории. Это означает переход на качественно новый уровень развития бизнеса, что позволит с меньшими усилиями отвоевывать позиции на домашнем рынке в будущем.
И далеко не обязательно идти на развитые рынки Европы или США: можно пробовать свои силы на развивающихся рынках Южной Америки, Африки, Азии или огромном Китае. Безусловно, это вопрос стратегический – ответ на него находится на стыке возможностей и амбиций компании.
Отдельным направлением является широко обсуждаемая тема импортозамещения, наиболее реализуемая в близких к государству секторах экономики – инфраструктура, нефть и газ, ВПК, ЖКХ, социальные сферы, сельское хозяйство и ряд других. Речь здесь не столько о протекционизме и лоббизме: в данных секторах для конкурентоспособных отечественных товаров или перспективных разработок появились ниши, где раньше их даже не стали бы рассматривать всерьез – это еще одна точка для качественного рывка.
«Как вернуть маржу и темпы роста?» – этот вопрос терзает многих, но наш ответ не порадует – никак – с этим придется смириться, пусть и временно. Компаниям, успешно развивавшимся на растущем рынке, сейчас предстоит столкнуться со снижением потребительского спроса (или серьезным изменением его структуры) и усилением конкуренции.
В текущей ситуации, самое главное – капитализировать внутренний потенциал роста, реализация которого станет козырем, когда внешняя среда будет теплеть. На повестке дня должны стоять вопросы повышения эффективности: «умная» оптимизация затрат, сворачивание инвестиций во все инициативы, не развивающие ключевые компетенции, адаптация продуктовой и маркетинговой стратегии под изменения структуры спроса и активизация продаж и, конечно, повышения эффективности системы управления и усиления команды.
При грамотной реализации этого комплекса инициатив будет достаточно, чтобы поддержать на приемлемом уровне как текущие темпы роста, так и прибыльность бизнеса, а накопленный внутренний потенциал обязательно выстрелит в ближайшем будущем.
«Мне бы выжить» – так размышляют компании, наиболее пострадавшие от девальвации рубля. Прежде всего, это компании, затраты которых в значительной степени номинированы в валюте, а доходы в рублях – производители, использующие иностранное сырье и комплектующие и дистрибьютеры импортной продукции.
В ситуации кратно возросшей себестоимости и невозможности пропорционально повысить цены при снижении потребительской активности и высокой конкуренции изменения для них – вопрос выживания. Такие компании уже не спасут никакие оптимизации и манипуляции в маркетинге – нужны более радикальные подходы. В данном случае принципиально можно пойти двумя путями:
Безусловно, ситуация каждой конкретной компании уникальна и универсальных рецептов не существует. Но одно можно сказать с уверенностью — сейчас мы стоим на перепутье, и в ближайшее время потребуется принятие стратегических решений, которые предопределят развитие компаний на годы вперед. Выжидательная позиция для многих сегодня не сработает — выиграет тот, кто первым начнет действовать.
Что будете делать вы?
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.