fbpx
ENG

Услуги — на экспорт

Издание «Топ-менеджер», №3, 2009

Общий объем экспортируемых услуг в мировой торговле вырос за последние тридцать лет более чем в 15 раз и достиг 2,5 трлн долларов. В последние годы этот рост был особенно заметен. Экспорт услуг в мире составляет около 19% всего торгового эксп орта. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами. На долю первой пятерки стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) приходится 38%. Они же основные импортеры услуг (37,3%).

Для ряда стран экспорт услуг серьезный источник пополнения госбюджета (США, Великобритания, Испания, Швейцария, Франция). Хотя у некоторых промышленно развитых стран импорт услуг значительно превышает экспорт (Германия, Япония).

Россия также покупает больше услуг, чем продает. Как отмечает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, российский экспорт услуг неразрывно связан с торговлей товарами. Относительно стран схожего уровня развития и товарного оборота, его объемы в России несколько ниже среднего.

По мнению Волчковой, препятствия для развитая экспорта этих услуг в основном внутренние. Уровень развития соответствующих секторов экономики в России Tie настолько высок, чтобы ожидать востребованности про-зводимых услуг за рубежом. Внутри страны им мешают развиваться административные барьеров, монополизация и нехватка квалифицированных кадров.

Вместе с тем, по мнению генерального директора N.A.G. Consulting Со. Николая Чернова, возникшая в результате кризиса нестабильность дает российским компаниям-экспортерам дополнительные возможности для освоения зарубежных рынков, так как потребители сегодня стараются оптимизировать свои отношения с поставщикам и и готовы рассматри вать новые предложения. Российский экспорт также получает преимущество в результате девальвации рубля.

Однако Николай Чернов отмечает, что государственная поддержка российского бизнеса за рубежом не адекватна его потребностям. Выставки, которые проводятся в разных странах, решают скорее политические задачи, нежели способствуют расширению клиентской базы экспортеров. Участие среднего и малого бизнеса в таких выставках редкость. Единственный журнал об экспортных возможностях России на английском языке National Export Today закрылся в 2007 году. Отсутствуют специализированные центры государственной поддержки дш компаний, желающих заняться экспортом.

Выход на зарубежные рынки

Успех любого опыта развития экспорта сопряжен ли он с продажей товаров или услуг — определяется тем, действительно ли экспорт является стратегическим приоритетом дчя компании или это просто «пилотный проект», считает Дмитрий Сироткин из ИКФ «АЛЬТ». Речь идет о перепозиционировании компании из национальной в международную, а это может означать ее серьезную перестройку. Стать международной компанией психологически сложная задача. Российские компании либо комплексуют, не готовы эффективно интегрировать зарубежные подразделения в свой бизнес, либо наоборот слишком жестко себя ведут, не умея выстроить полноценные партнерские отношения.

Часто сложившиеся за годы работы в России стереотипы могут помешать адекватной оценке того или иного перспективного рынка. Необходимо понять рынок, разобраться в том, какие каналы коммуникации на нем наиболее эффективны, в чем особенности общения с партнерами, каковы условия серьезного к вам отношения. Как отмечает Юлия Завилейская, директор маркетинговых коммуникаций компании DataArt, в одних странах (например, в Великобритании) наличие портфеля клиентов играет решающее значение для привлечения новых клиентов, в других это гораздо менее важно (США). Или другой пример: одним из главных источников информации для потребителей на рынках таких стран, как Грузия или Таджикистан, являются слухи (см. материал «СНГ в сетях Билайна», ТМ №75, март 2007 г., сгр. 48). Напротив, в Западной Европе и США эффективным средством продвижения может быть Интернет.

Руководству компании порой приходится проводить достаточно много времени на территории экспортного рынка, а иногда и вовсе переехать в местный офис. По мнению Ильи Хаита, управляющего партнера «ИМЗ-Урал», это важнейшее условие успешности экспортных продаж.

Среди типичных ошибок эксперты называют недооценку времени, необходимого для вхождения на новый рынок. Часто недооценивается объем требуемых инвестиций. Проблемой может статьи банальное незнание иностранных языков, неготовность к работе по международным стандартам финансовой отчетности, отсутствие сертификатов (ИСО, национальные стандарты), незнание местного законодательства.

Транспорт

Одним из основных видов экспортных услуг для России являются транспортные услуги. В первую очередь, они связаны с экспортом и импортом товаров. Недостаточный уровень развития российской транспортной системы ограничивает транзитный потенциал. Монополизация также не способствует снижению издержек и, соответственно, развитию экспорта.

Юрий Мордвин, аналитик консалтинговой компании «АМИКО», исследовавшей российский рынок транспортных услуг, указывает на его слабое развитие. Объем рынка оценивается примерно в 22 млрд долларов, темпы роста не превышают 5%. В 2004 году доля экспорта транспортных услуг составляла около 17% (около 6,5 млрд долл.), показывая высокий потенциал к росту. В настоящее время объем экспорта достиг 11,2 млрд долларов.

Согласно утвержденной в 2005 году концепции подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» к 2010 году экспорт транспортных услуг должен составлять 13,1 млрд долларов 50% в общем объеме экспорта услуг РФ. Однако финансовый кризис вносит свои коррективы. По самым пессимистичным сценариям, в ближайшие два года объем рынка останется на сегодняшнем уровне.

По словам Мордовина, основное препятствие на пути к увеличению объема российского экспорта транспортных услуг недостаточный технический уровень транспортной системы. Он также отмечает устаревшие механизмы ведения бизнеса и нормативно-правовую базу. Среди прочих проблем отсутствие комплексного подхода к реализации крупных мультимодальных проектов, недостаточное бюджетноое финансирование инфраструктуры, неразвитость конкурентной среды, неразвитость отношений в сфере страхования грузов и др.

Строительство

В этой сфере за рубежом оказались востребованы в первую очередь российские инжиниринговые компании, которые работают в таких областях, как, к примеру строительство нефтегазовых и энергетических объектов (Атомстройэкспорт, Технопромэкспорт, Роснефтегазстрой). Правда, это преимущественно государственные или тесно связанные с государством компании.

IT-Услуги

По мнению генерального директора компании «Рексофт» Александра Егорова, развитие экспорта в отрасли в последние годы происходило скорее вопреки, а не благодаря экономическим тенденциям. «Против российских экспортеров работало и удорожание рубля, и постоянный рост зарплат в IT-отрасли, и беспрецедентно высокие арендные ставки в крупных российских городах», отмечает Егоров. 11ри этом рост годового оборота многих IT-компаний в достигал 50%.

Из качественных изменений Егоров отмечает стремление российских компаний перейти к оказанию услуг с более высокойдобавленной стоимостью переход к проектам полного цикла, отдельные попытки продавать консалтинговые услуги. Ряд российских IT-компаний, в том числе «Рексофт», открыли свои подразделения в Европе.

По словам Егорова, экономический кризис дает П-компаниям новый шанс на развитие, так как в последние годы их прибыль постоянно сокращалась из-за необоснованного роста стоимости труда в Россини увеличения накладных расходов.

Телекоммуникации

Российские телекоммуникационные компании в последние годы успешно захватывали развивающиеся рынки, и сегодня чувствуют себя достаточно хорошо. Однако эксперты отмечают технологическую зависимость и недостаточную инновапион ность российского телекома, что в долгосрочной перспективе может оказать негативное влияние на рост российского экспорта в отрасли.

Образование

По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. К 2006 г. объем мирового рынка образовательных услуг достиг 100 млрддрлларов. В США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости статьей экспорта.

Доля образовательных услуг России на мировом рынке в последнее время снижается. Поданным Минобрнауки, на нашу долю приходится лишь 3% от общего числа обучающихся в мире иностранных граждан. При этом доля США составляет 22%, Великобритании — 12%, Германии 9%… В российских вузах обучаются свыше 120 тысяч иностранных студентов, в первую очередь граждане СНГ.

«Международный рынок знания функционирует на английском языке, говорит проректор но международных делам Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков. В России мало учебных заведений, где могли бы качественно преподавать на английском. Но есть и сильные стороны — технические дисциплины, и студенты из развивающихся стран до сих пор охотно едут их изучать».

По словам Сергея Ерофеева, директора программы ИМАРЕС ЕУСПб, экспортируемые Россией специальности это медицина и биология. Потребители страны третьего мира. «В меньшем объеме — это русский язык и литература. Точные и социальные науки спросом не пользуются. Исключение — междисциплинарные российские исследования (ЕУСПб в Санкт-Петербурге, ГУ ВШЭ в Москве)».

Как отмечает Ерофеев, положительному развитию экспорта образовательных услуг из России мешают низкое качество подготовки педагогических кадров и их изоляция от систем мировой науки и образования, отсутствие должного взаимодействия между обучением и исследованиями, слабость материальной базы высшего образования. «Прогрессистская риторика 3-4 последних лет не приводит почти ни к каким положительным изменениям. В частности, суть Болонского процесса не понимается, а коррумпированность системы образования углубляется», добавляет Ерофеев.

Туризм

По оценкам Всемирной туристической организация ООН (UNWTO) мировой рынок въездного туризма будет расти, несмотря на кризис, хотя и не такими темпами как в 2004-2007 г. В 2007 г. суммарные доходы всех стран мира от въездного туризма составили 850,4 млрд, долларов, и в ближайшие годы могут достигнуть 1 триллиона долларов год.

России в этой сфере хвастать пока особенно нечем. По данным Николая Чернова из N.A.G. Consulting Со., доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала около 1,5%. Занятость населения в этом секторе составляет гак же 1,5%, а в развитых европейских странах — 5-7%. С подтинно туристическими целями в Россию въезжают около 2,5 млн иностранцев в год. Только Лондон посещают около 16 млн. Ездить в Россию неудобно и дорого. Свою роль играет и нехватка информации, отсутствие российских туристических офисов в других странах.

Наталья Волчкова из Российской экономической школы отмечает, что экспорт туристических услуг сфера, требующая больших инвестиций в инфраструктуру. В ближайшие годы на это рассчитывать не приходится. Отсутствие полноценно представленных национальных парков, дорог, гости-нип, адекватного предложения туристических услуг не способствует росту привлекательности России в глазах иностранных туристов.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.