ENG

Коэффициент загрузки производства

Открыть эту статью в PDF

Определение и значение

Коэффициент загрузки производства (Capacity Utilization Ratio) — процентное отношение фактического объема производства к потенциальному объему, вычисляемое по формуле:

Capacity Utilization Ratio

Загрузка производства играет важную роль в оценке эффективности деятельности компании, так как производственные предприятия, как правило, инвестируют в производственные мощности значительные средства, а затем несут затраты на поддержание этого оборудования в рабочем состоянии. В результате при неполной загрузке производства себестоимость продукции растет. Плановая себестоимость, с учетом которой компания устанавливает цены, часто рассчитывается исходя из полной загрузки производства, поэтому снижение коэффициента загрузки может приводить с тому, что продукция будет продаваться ниже себестоимости.

В анализе рынка большое значение имеет информация о средней загрузке производства компаний, работающих на этом рынке. Например, если известно, что на каком-то рынке средняя загрузка производства составляет 70%, это может означать, что предложение сильно превышает спрос и компании, стремясь загрузить свои производственные мощности, могут пойти на агрессивную ценовую конкуренцию и даже на продажу продукции по цене ниже себестоимости. В то же время существуют виды бизнеса, где неполная загрузка является нормой, так как позволяет производителю оперативно отреагировать на поступивший новый заказ.

В электроэнергетике вместо коэффициента загрузки производства используется другой показатель — коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). Он зависит не только от спроса на электроэнергию, но и от таких факторов, как доступность источника энергии. Например, КИУМ солнечной или ветровой электростанции может находиться в районе 20-30% и ниже, так как источник этой энергии не постоянен.

 

Определение производственной мощности

Значение коэффициента загрузки производства зависит от того, как была определена производственная мощность предприятия. Здесь есть несколько деталей, которые следует учесть:

  1. Если производственная мощность была определена как максимальная выработка в час или в сутки, то для расчета мощности за более длительный период надо учитывать время простоев для обслуживания и ремонта.
  2. Производственная мощность зависит не только от производительности оборудования, но и от режима работы. Например, переход от односменного режима к двухсменному позволяет значительно повысить потенциальный объем выпуска. Аналогично и многие другие незначительные и не требующие больших затрат изменения влияют на мощность предприятия.
  3. Как правило. производственная мощность определяется с учетом некоторого стабильного долгосрочного подхода к организации производства. При необходимости компания может в период высокого спроса отложить ремонты, оптимизировать другие характеристики и добиться загрузки производства с коэффициентом свыше 100%. Краткосрочные значения выше 100% реальны, но указывают на работу с перегрузками и не могут сохраняться долго.
Использование в моделировании

В долгосрочном планировании, и, в частности, в инвестиционных проектах, коэффициент загрузки производства используется для того, чтобы отразить приблизительный характер прогноза, когда известно только каков потенциальный объем производства и как скоро компания планирует выйти на этот объем. Вот, например, как это реализовано при планировании продаж в программе Альт-Инвест:

как это реализовано при планировании продаж в программе Альт-Инвест

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.