ENG

Цепочка создания стоимости

Открыть эту статью в PDF

Определение цепочки создания стоимости

Цепочка создания стоимости — метод стратегического анализа, его применяют для определения наиболее прибыльных операций или этапов в производстве и поставке продукции, чтобы затем помочь компании сфокусироваться на привлекательных направлениях и, при необходимости, избавиться от невыгодных бизнес-процессов.

Алгоритм выглядит так: весь бизнес-процесс, включая разработку продукта или услуги, сырье и компоненты, основное производство, продажу, транспортировку и обслуживание, разбивают на ряд этапов. Далее анализируют то, насколько каждый из этапов увеличивает стоимость продукта и какими важными характеристиками обладает бизнес на этом этапе. В результате для многих продуктов удается выделить ключевые звенья, от работы которых зависит значительная часть прибыли компании. Эти звенья становятся ядром бизнеса, а менее значительные этапы могут быть отданы на аутсорсинг или просто не будут играть определяющей роли в планах компании.

 

Основные компоненты цепочки создания стоимости

В цепочке создания стоимости пять основных компонентов, необходимых для повышения ценности товаров или услуг и создания конкурентных преимуществ компании:

  • Начальная логистика включает в себя получение, складирование и управление запасами.
  • Рабочий процесс преобразовывает сырьё в готовую продукцию.
  • Последующая логистика — доставка и распространение конечного продукта потребителю.
  • Маркетинг и продажи — реклама, распространение, продвижение, ценообразование и прочие стратегии для повышения спроса на товар или услугу компании.
  • Обслуживание продукта компании и улучшение взаимодействий с потребителем, таких как техническое обслуживание, ремонты, возвраты и прочий сервис.

 

Вспомогательные компоненты цепочки создания стоимости

Вспомогательные компоненты цепочки создания стоимости усиливают эффекты основных компонентов цепочки:

  • Решения, которые компания принимает на стадии закупок.
  • Технологические решения, используемые фирмой на этапе исследований и разработок продукта (НИОКР), автоматизация имеющихся процессов.
  • Управление человеческими ресурсами — привлечение опытных и профессиональных кадров для разработки и продвижения бизнес-стратегии компании и последующей продажи продукта на рынок.
  • Инфраструктурные решения — бухгалтерский учет, юридическая поддержка, финансы, контроль качества, связи с общественностью.

 

Что улучшит цепочку создания стоимости

Помимо приращения прибыли на каждом этапе цепочки создания стоимости, компании необходимо понимать, какие стратегии помогут выделиться среди конкурентов. Стратегии конкурентного преимущества:

  • Недорогой поставщик. Один из главных моментов в цепочке создания стоимости — сокращение затрат не в ущерб продукту.
  • Специализация. Компания может создавать уникальный продукт или иметь дифференцированные услуги, которые лучше, чем у конкурентов, и высоко ценятся клиентами.

 

Кто придумал цепочку создания стоимости

Первым, кто представил концепт цепочки создания стоимости, стал американский академик, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (Michael Porter) в своей книге «Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» (Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance) в 1985 году.   Основная идея Майкла Портера состоит в том, что фирму нельзя рассматривать, как единое целое, а рассматривать, как стадии: создание продукта, его производство, последующая продажа и маркетинг.

 

Пример цепочки создания стоимости

Вот, например, как может выглядеть цепочка создания стоимости для кинобизнеса, отражающая весь процесс от замысла до попадания готовых фильмов к потребителю:

цепочка создания стоимости для кинобизнеса

Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном размере

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.