Матрица BCG — метод стратегического анализа, который помогает определить приоритетные продукты, услуги или подразделения компании в зависимости от классификации. Её придумал в 1968 году основатель Бостонской консалтинговой группы Брюс Хендерсон. Графически матрица BCG представлена четырьмя секторами по двум критериям: скорость роста рыночной доли и доля рынка. Другое название данного инструмента — матрица доли-роста (Growth–share matrix).
Выглядит метод так: все продукты компании размещают в матрице, которая условно разделена на четыре квадранта. В зависимости от квадранта продукт развивается по типовой стратегии:
При построении матрицы необходимо выполнить следующие действия:
Матрица BCG получила широкое распространение благодаря следующим ключевым преимуществам:
Как и любой другой инструмент анализа и прогнозирования матрица BCG имеет свои недостатки и ограничения в использовании:
Для примера рассмотрим производственное предприятие в области светотехники. Компания долгое время выпускает специальные лампы накаливания, в том числе для авиационной промышленности, и бактерицидные лампы. При этом в области специальных ламп все большее применение находят светодиодные источники света, которые устанавливают в новые летательные аппараты. Бактерицидные лампы выпускают по старой технологии с использование ртути, и в ближайшее время внедрение новой технологии экономически не обосновано. В качестве варианта развития предприятие начало выпускать востребованные в настоящее время светодиодные светильники различного направления и перспективные светильники на основе лазерного излучения.
В результате анализа данных предприятия и ключевых параметров отрасли сформировались следующие показатели в разрезе продуктовой линейки компании:
На основе полученных данных построили матрицу BCG:
Отсюда можно сделать вывод, что ключевой доход приносят бактерицидные лампы, выпуск которых нужно продолжать до внедрения новых технологий. Светодиодные светильники — перспективное направление для предприятия, но увеличения объема продаж должно сопровождаться вложением средств в развитие и продвижение данной категории товаров. Производство лазерных светильников в настоящее время связано с существенными рисками и требует регулярного анализа рынка и технологии. Лампы накаливания специального назначения могут присутствовать в продуктовой линейке компании, но вложения в данную категорию нецелесообразны.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.