ENG

Олигополия Бертрана

Открыть эту статью в PDF

Определение олигополии Бертрана

Модель олигополии Бертрана анализирует предполагаемое поведение нескольких участников рынка в следующих условиях:

  1. На рынке присутствует несколько фирм, которые продают один и тот же продукт. Их затраты на производство одинаковы.
  2. Рыночный спрос ограничен и зависит от цены. Чем выше цена, тем меньше спрос, причем эта зависимость линейна.
  3. Все фирмы имеют неограниченные возможности производства, любая из них готова удовлетворить весь рыночный спрос.
  4. Фирмы конкурируют, устанавливая цену на продукт. Если одна фирма предлагает цену ниже другой, то все покупатели выбирают более дешевый продукт. Если цена одинакова, то спрос поровну делится между фирмами.
  5. Выбор цены делается один раз и одновременно, то есть фирмы заранее не знают выбор друг друга.

Поскольку главное отличие этой модели от другой известной модели олигополии Курно заключается в том, что фирмы выбирают цену, а не объем производства, модель Бертрана также называют «олигополия с установлением цен».

 

Равновесие в модели Бертрана

Для любой из фирм устанавливать цену ниже маржинальных издержек на производство не имеет никакого смысла, так как тогда она будет только терять деньги от продажи продукта.

Также не имеет смысла устанавливать цену выше, чем цена, которая была бы установлена, если бы на рынке действовала единственная монополия. Мы определили, что кривая спроса снижается с ростом цены и, если дальнейший рост цен не выгоден для монополии, он так же будет не выгоден и для компаний в олигополии.

В интервале от цены, равной маржинальным издержкам, до монопольной цены наилучшим соотношением цен в условиях, когда компании знают цены друг друга, была бы равная цена, которая позволяет поровну поделить прибыль от продажи товара.

Это равновесие будет неустойчивым, так как, если одна фирма немного снизит цену, то она заберет себе весь рынок и получит всю возможную прибыль. Другие компании не получат ничего, так как по условию модели Бертрана покупатели выбирают продукт с наименьшей ценой.

С учетом этих обстоятельств можно предположить, что, выбирая цену продукта, все фирмы будут стремиться установить цену ниже, чем предполагаемая цена конкурентов, но не ниже, чем маржинальные издержки. Окончательное равновесие будет достигнуто, если все фирмы установят цену, равную маржинальным издержкам и обеспечивающую нулевую прибыль.

Это равновесие называется равновесием Нэша-Бертрана.

Равновесные цены на рынке при этом выглядят так:

Равновесные цены на рынке

Где оси P1 и P2 показывают цены для первого и второго участника рынка, MC — маржинальные издержки на производство, а Pm — цена, которая была бы установлена на монопольном рынке.

 

Сравнение моделей Бертрана и Курно

Модели Курно и Бертрана — самые известные модели конкуренции в условиях олигополии. Обе они основаны на допущениях, которые редко соответствуют реальной рыночной ситуации, и используются только как основа для теоретических разработок. Есть случаи, для которых ближе одна или другая модель:

  • Модель Курно лучше описывает поведение компаний в условиях, когда объем производства требует планирования и инвестиций, то есть производственные ресурсы ограничены.
  • Модель Бертрана лучше описывает условия, когда компания может быстро и дешево нарастить объем предложения до любого уровня, на который есть спрос.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.