fbpx
ENG

Как правильно учитывать льготы при оценке проекта?

В Российской Федерации существует довольно много льгот, которые могут быть использованы при реализации инвестиционного проекта. Это и налоговые льготы, и льготные кредиты, и субсидии, и много другое. Однако на этапе оценки проекта до начала его реализации мы, может быть, и знаем о существовании этих льгот, но еще не можем их официально получить. Возникает вопрос, какие будущие льготы следует учитывать в проекте на этапе обоснования проекта, а какие нет. Попытаемся разобраться.

Во-первых, мы должны понимать, что вопрос учета при оценке планируемых, но еще не полученных льгот – это вопрос анализа рисков проекта. Если мы учитываем в проекте возможность получение какой-то льготы, например, льготы по налогу на прибыль, то мы обязательно должны рассмотреть ситуации, в которых:

  • мы вообще не получим эту льготу;

  • льгота окажется меньше, чем мы предполагали (снижение ставки будет не такое значительное, срок действия льготной ставки окажется меньше).

Во-вторых, важно учитывать цели проводимой оценки инвестиционного проекта. Если мы оцениваем проект для стороннего потребителя (банка, инвестора, контролирующей организации), то мы должны поставить себя на место получателя нашей оценки. Это не значит, что, оценивая проект для банка, мы можем его обмануть, а только готовя материалы проекта для себя, должны быть честны. Это значит, что банк может согласиться с одними льготами, а корпорация развития, с которой мы взаимодействуем параллельно, решит иначе.

Очевидно, идеальной ситуацией является наличие подписанного соглашения, гарантирующего предоставление льгот. Однако на этапе оценки проекта такое соглашение редко возможно. Зато часто целью оценки проекта является как раз подписание такого соглашения. Например, мы подаем заявку в корпорацию развития на получение статуса резидента территории опережающего развития (ТОР). В этом случае мы имеем полное право моделировать наш проект с учетом того налогового режима, который получает резидент ТОР. Ведь корпорация развития хочет увидеть, как будет развиваться наш проект, если мы получим статус резидента. Если статус резидента обещает нам нулевую ставку по налогу на прибыль сроком на пять лет, то так мы и пишем в нашей финансовой модели.

В то же время, если одновременно с заявкой на вхождение в ТОР для корпорации развития мы собираемся подавать заявку на кредит в банк, то в ней мы уже не можем ставить нулевую ставку налога на прибыль, т. к. статус резидента ТОР нами еще не получен. И банк, никак не участвуя в процессе получения нами статуса резидента ТОР, не может быть уверен, что мы действительно этот статус получим.

Отсюда следует, что мы должны очень хорошо понимать при подаче заявки, куда и на что мы подаем. Например, мы подаем заявку в банк на получение льготного кредита сроком на пять лет по ставке 5% в рамках введенной в 2017 г. схемы льготного кредитования сельхозпроизводителей. Казалось бы, по аналогии с примером про получение статуса резидента ТОР мы имеем полное право в нашей финансовой модели строить прогноз со ставкой кредита 5% годовых. Однако в отличие от случая с ТОР, после получения льготного кредита в заключенном с нами кредитном соглашении нам не будет гарантирована ставка 5% годовых. В этом кредитном соглашении будет прописана рыночная банковская ставка, которая гораздо выше. И далее, каждый год наш банк будет подавать в Минсельхоз заявки на субсидирование ставок по льготным кредитам. И требуемые средства Минсельхоз может выделить, а может отказать, т. к. бюджет на поддержку сельхозпроизводителей в рамках данной программы ограничен, а твердых гарантий программа не дает. Отсюда непосредственно следует, что при подаче заявки в банк мы должны проводить оценку проекта, базируясь на рыночной ставке нашего банке, а не на льготной ставке Минсельхоза. А для этого мы должны понимать механизм работы программы льготного кредитования

Но даже если мы проводим оценку проекта для самих себя, то правильно рассматривать сценарий, при котором имеющиеся льготы будут отменены. Простой пример – ставка социальных отчислений с фонда оплаты труда. Еще в середине 2013 года для сотрудника с зарплатой 100 тыс. в месяц эффективная налоговая ставка по социальным выплатам составляла 20%, сегодня это уже 27%. При этом никакой реформы налогового законодательство между 2013 и 2018 годами не происходило. На уровне налоговой службы были введены льготы, а потом той же налоговой службой они были отменены. Значит, если базовая ставка отчислений в фонды составляет 30%, то, невзирая на имеющие льготы, мы должны рассмотреть сценарий именно с этой базовой ставкой. И если расходы на персонал существенны для нашего проекта, то такой сценарий должен стать стресс-тестом для нашей финансовой модели.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.