fbpx
ENG

Как разработать бюджет денежных потоков в компании

Дмитрий Рябых, генеральный директор ООО «Альт-Инвест»

Для того, чтобы оценить результаты работы компании, спланировать ее развитие, генеральный директор должен иметь перед глазами ясную картину ее финансовой деятельности. Бухгалтерская отчетность в этом вопросе мало поможет, основным документом, на который следует опираться в управленческих решениях, является бюджет денежных потоков (кэш-фло).

Давайте рассмотрим некоторые общие принципы, применяемые при его формировании, а также обсудим проблемы, которые часто становятся препятствием к нормальному построению и использованию этого бюджета.

Почему именно бюджет денежных потоков?

Вообще говоря, наиболее сбалансированной оценкой эффективности работы компании, согласно принципам финансовой отчетности, должен быть отчет о прибылях и убытках, а состояние фирмы в каждый момент времени лучше всего должен характеризовать ее баланс. Но это теория, которая, к сожалению, далека от реальных потребностей руководителя. Отчет о прибылях и убытках построен по принципу начисления, то есть расходы в нем отражаются не тогда, когда за них надо платить, а тогда, когда они будут списаны. Это означает, что даже при идеальной отчетности мы будем видеть не те платежи, которые сделала компания (или которые предстоит сделать, если речь идет о плановой отчетности), а условные экономические результаты. Но даже и эти результаты, если мы будем опираться на бухгалтерию, окажутся сильно искажены, так как их оценки находятся под влиянием налоговой оптимизации, учетных условностей и различных требований законодательства.

При принятии управленческих решений будет необходима отчетность, которая отвечает следующим требованиям:

  1. Из этих отчетов должно быть видно, насколько компания обеспечена денежными средствами в любой момент времени.
  2. Отчеты должны быть свободны от всякого влияния законодательных и учетных требований, то есть предназначены только для руководства компании.
  3. Насколько это возможно, отчет должен охватывать все аспекты работы компании.

Именно кэш-фло, причем построенное как управленческая отчетность, а не взятое из бухгалтерских данных, наилучшим образом отвечает этим требованиям. В данном случае, в одном отчете собраны все данные по операционной деятельности, инвестициям, источникам финансирования. При этом отказ от свойственного отчету о прибылях и убытках принципа начисления, как правило, только повышает качество данных, приближая информацию к тем цифрам, которыми и оперирует генеральный директор в своей работе.

Дополнительным аргументом в пользу бюджета движения денежных средств будет тот факт, что именно эта отчетность используется для оценки эффективности инвестиций, поэтому при рассмотрении перспективных направлений развития компании можно будет опираться на уже имеющиеся форматы данных.

Формат отчета

Существует два распространенных формата кэш-фло: прямой и косвенный. Прямой – это отчет, в котором операционные денежные потоки разложены по статьям, по которым поступают или расходуются деньги (поступления от продаж, зарплата, налоги и т.п.). Косвенный подразумевает, что операционные потоки вычисляются косвенно (отсюда и его название) из чистой прибыли, скорректированной на амортизацию и изменения в оборотном капитале.

Косвенный метод построения денежных потоков иногда является более легким для построения, но его структура крайне неудобна для использования в анализе. Поэтому формат кэш-фло почти всегда должен соответствовать прямому методу построения. Внешний вид такого отчета давно устоялся и имеет смысл сделать отчетность своей компании как можно ближе к этому стандарту, чтобы облегчить в дальнейшем применение традиционных аналитических методов.

Выглядит отчет о движении денежных средств следующим образом:

 

2011

Поступления от продаж

42 600

Затраты на материалы и комплектующие

-11 256

Зарплата

-8 921

Общие затраты

-9 900

Налоги

-6 322

Выплата процентов по кредитам

-1 500

Прирост чистого оборотного капитала

-530

Денежные потоки от операционной деятельности

4 171

Инвестиции в землю, здания и сооружения

0

Инвестиции в оборудование и прочие активы

-2 200

Инвестиции в нематериальные активы

-600

Выручка от реализации активов

0

Денежные потоки от инвестиционной деятельности

-2 800

Поступления собственного капитала

0

Поступления кредитов

7 000

Возврат кредитов

0

Лизинговые платежи

-1 200

Выплата дивидендов

0

Денежные потоки от финансовой деятельности

5 800

Суммарный денежный поток за период

7 171

Денежные средства на начало периода

800

Денежные средства на конец периода

7 971

Отчет разделяется на три блока:

  • Операционные потоки – все, что связано с текущей деятельностью компании.
  • Инвестиционные потоки – вложения в основные средства и другие. долгосрочные инвестиции, а также доходы от продажи активов.
  • Финансовые потоки – поступления и выплаты, связанные с финансирование (кроме процентов по кредитам, их традиционно отражают вместе с другими операционными затратами).

Из такого отчета можно увидеть создает ли компания достаточно средств для оплаты своих инвестиций и возврата долгов, а также понять общую структуру ее расходов. Но серьезные управленческие решения потребуют более детальных цифр.

Поэтому на практике эта стандартная структура может подвергаться нескольким уровням детализации:

  1. Поступления от продаж отражаются с разбивкой по направлениям бизнеса, группам продуктов/услуг или даже отдельным продуктам.
  2. В описании текущих затрат выделяются 5-10 наиболее весомых статей, за величиной которых важно постоянно следить.
  3. Инвестиции отражаются либо с разбивкой по видам основных средств, либо с разбивкой по участкам бизнеса и/или проектам.

Перечень направлений детализации можно было бы продолжать и дальше. Но практика показывает, что чем больше будет детализация отчетности, тем чаще будут возникать проблемы с ее анализом. Это происходит по двум причинам. Во-первых, было бы неверно считать, что сильно детализированный отчет дает более точную картину бизнеса. С какого-то момента цифры в каждой строке станут недостаточно стабильными и случайные колебания от периода к периоду будут сравнимы с их величиной, а то и больше. Такая модель становится статистически недостоверной, на ней нельзя построить прогноз деятельности. Во-вторых, слишком детальные модели очень сложно поддерживать в рабочем состоянии и совмещать их данные с реальными и бухгалтерскими результатами деятельности. Вы очень скоро обнаружите, что работать с этой моделью неудобно, а ее регулярное обновление – дорогое удовольствие. Соответственно, детализация бюджета должна быть умеренной и включать только те данные, которые действительно используются в управленческих решениях.

Специфические проблемы построения

Сама идея отчета о движении денежных средств очень проста, за что его и любят руководители. Но вот при подготовке этого бюджета компания может столкнуться с рядом проблем, решение которых может затянуться, а то и полностью развалить процесс формирования бюджета.

Первая, самая бросающаяся в глаза сложность – совмещение данных бухгалтерского учета и информации в бюджете движения денежных средств. Учетные данные мало пригодны для построения прогнозов, да и в анализе прошлой деятельности надо бы полагаться на управленческую отчетность и не слишком оглядываться на бухгалтерию. Но не все так очевидно. Именно в бухгалтерских записях хранится наиболее полная и актуальная информация обо всех операциях компании. И поскольку любая компания обязана вести бухгалтерский учет, то некоторый минимальный уровень качества этих данных будет обеспечен. Вести параллельную управленческую отчетность небольшая компания может с трудом, а крупное предприятие обычно просто не сможет. То есть управленческая отчетность и прогнозные бюджеты неизбежно будут опираться на данные из бухгалтерии, в большей или меньшей степени.

С учетом этого, важно уже при изначальной разработке бюджета движения денежных средств определить ряд важных положений, касающихся его связи с бухгалтерской отчетностью:

  1. Кэш-фло будет опираться на данные бухучета, но не обязательно точно учитывать всю бухгалтерскую информацию. Нельзя переносить все условности и абсолютное внимание к деталям, свойственные бухучету, в управленческую отчетность.
  2. При обработке данных бухгалтерии следует стремиться передать экономическую суть финансовых операций, пренебрегая несущественными деталями и тонкостями разнесения затрат.
  3. Необходимо добиваться совпадения итоговых цифр с оборотами по расчетному счету, вот тут важны даже мелочи, так как это позволяет контролировать правильность составления бюджета, дает обратную связь.

Вторая важная проблема анализа денежных потоков – оценка и прогнозирование оборотного капитала. Особенно это касается прогнозных бюджетов. Суть проблемы в том, что при описании доходов и затрат компании перед финансистами стоит выбор – напрямую моделировать поступления и выплаты денег, или примерно оценивать как будут выглядеть денежные потоки с учетом графика поставки продукции и выполнения работ. На самом деле, это продолжение проблемы несовпадения бухгалтерии и бюджета движения денег. Можно долго описывать, с одной стороны, как важно правильно отразить именно денежные потоки, а с другой стороны, насколько сложной и запутанной может быть модель и насколько много ошибок и неверных интерпретаций могут скрываться за формально правильными данными.

Не вдаваясь в детали, могу только дать рекомендацию, которая сформировалась у нас за многие годы построения различных финансовых моделей.

Принцип описания оборотного капитала должен определяться горизонтом планирования, для которого используется бюджет:

  • На коротких интервалах (несколько недель, 1-2 месяца) необходимо использовать прямое описание платежей, то есть любые доходы и затраты описываются как суммами «отгрузки», так и графиком платежей.
  • Если бюджет используется для длительных прогнозов, например, для построения пятилетнего плана развития компании, то график платежей следует формировать примерно, с учетом ожидаемых параметров оборачиваемости.
  • При подготовке годового бюджета может использоваться смешанный подход, то есть некоторые статьи будут прогнозироваться полностью (прямой метод), а основная масса платежей будет формироваться на основе оборачиваемости (косвенный метод).

Вообще, этот подход является основным принципом планирования бюджета. Чем дальше в будущее направлен прогноз, тем меньше он должен опираться на конкретные цифры, введенные финансистами, и больше использовать приблизительные расчеты. И еще один пример этого – планирование налоговых платежей.

С одной стороны, суммы ожидаемых налоговых выплат являются достаточно сложным результатом ведения бухгалтерского учета. Поэтому в тех случаях, когда ожидаемые налоги известны (а это бывает при горизонте планирования в 1-2 месяца или при оценке прошлых результатов), их лучше указывать в модели напрямую. По мере же продвижения в будущее, приходится переходить к примерным оценкам сумм налоговых платежей, рассчитанным по приблизительным бухгалтерским показателям. Это неизбежно будет связано с отходом от точных показателей. Например, планируя открытие нового подразделения, не стоит пытаться определить точную сумму налогов с зарплаты каждого сотрудника, тем более что их сумма будет меняться в течение года (так как социальные налоги снижаются после достижения накопленной суммы выплат), достаточно использовать эффективную ставку, которая даст примерную величину платежей. Аналогичная картина будет складываться и по другим налогам.

Описанные проблемы – главные; но не это не полный список возможных сложностей. Могут быть и другие трудности стыковки отчетности. Для того, чтобы успешно решать их, надо помнить, что бюджет движения денежных средств это управленческий отчет для высшего руководства компании и для него должен быть выбран компромисс между подробностью и точностью с одной стороны, и читаемостью и легкостью обновления – с другой.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.