ENG

Когнитивные ошибки в планировании

Когнитивные ошибки и поведенческие финансы

Как правило, в традиционной экономике и финансах теории и расчеты построены на предположении, что инвесторы и другие участники рынка ведут себя рационально, выбирая всегда наилучшее решение с точки зрения соотношения рисков и возможной прибыли. В жизни это верно лишь отчасти.

Реальные процедуры принятия решений часто отличаются от оптимального варианта. Детали этой практики изучает специальная финансовая дисциплина — поведенческие финансы.

Поведенческие финансы делят все ошибки, совершаемые в планировании и принятии финансовых решений, на две группы: когнитивные и эмоциональные. Когнитивные ошибки — это такие ошибки, которые вытекают из неправильного применения статистики, ошибок в обработке информации и забывчивости людей.

Виды когнитивных ошибок
  1. Консерватизм

Люди склонны держаться прежнего мнения и прогнозов, даже если свежая информация опровергает их. Это проявляется и просто как психологическая неготовность обновлять прогнозы, и как вычислительные ошибки, при которых историческим данным придается слишком большой вес, а последние события и факты недооцениваются.

  1. Поиск подтверждений

Стремясь сохранить свое мнение, люди стараются найти факты и статистику, которые подтверждают их, а факты, идущие в разрез со сложившимся мнением, недооценивают или полностью игнорируют. Помимо простого нежелания расставаться с прежними взглядами, причина этой ошибки в том, что гораздо легче воспринимать знакомую, удобную информацию, чем и новые данные, требующие пересмотра сделанных ранее выводов.

  1. Ошибка базового предположения

Для оценки и прогнозирования некоторых ситуаций их сначала относят к тому или иному типу или группе, а затем строят анализ на предположении, что этот первый шаг был правильным. Например, можно допустить, что на изучаемом рынке действует свободная конкуренция или, наоборот, продажи построены на основе договоренностей нескольких ключевых участников. Дальнейшие прогнозы этого рынка будут основаны на сделанном предположении, но люди часто забывают о том, что они могли ошибаться не только в детальных расчетах, но и в базовых допущениях.

  1. Ошибка размера выборки

В некоторых случаях аналитики и инвесторы используют небольшие примеры или выборки для того, чтобы сделать выводы об общей тенденции. Размер этой выборки может оказаться недостаточным. В результате, изучая малую часть, они вычисляют правила и зависимости, которые на самом деле не верны для целого. Такой тип ошибок называют еще «закон малых чисел». Существует много шуток на тему возможности выявить статистическую связь между совершенно несвязанными явлениями, но подобные ошибки повторяются в серьезных исследованиях.

Источник: xkcd (Randall Munroe), перевод xkcd.ru

 

  1. Иллюзия контроля

Исследования показывают, что людям свойственно приписывать себе больше контроля над развитием событий, чем они в действительности имеют. В результате они склонны оценивать решения, предполагающие их личное участие, как более надежные и предсказуемые, чем решения, в которых они будут просто пассивными инвесторами или наблюдателями.

  1. Ретроспективный анализ (hindsight bias)

Этот вид ошибок связан с мнением, что случившиеся события были предсказуемыми и ожидаемыми. Людям свойственно помнить о своих прежних прогнозах и ожиданиях не полностью, они лучше запоминают те из них, которые совпали с последующими фактами. В результате решения, которые были плохо обоснованными догадками, представляются как прекрасные и точные предсказания, а положенные в их основу принципы — как правильный подход к дальнейшим прогнозам.

  1. Якорь

Анализ и прогнозирование ситуации часто начинается с первых, довольно грубых, предположений. Они сделаны либо в форме случайных догадок, либо на основе предварительной информации. Хотя такое первое предположение и не заслуживает особого доверия, оно становится «якорем», уходить от которого слишком далеко в последующих оценках становится некомфортно. В результате применение более точных данных ограничивается.

  1. Воображаемые счета

Если другие искажения характерны для любых стратегических решений, то проблема мысленного учета касается только финансовых решений. Хотя все экономические теории предполагают, что доступные нам деньги следует оценивать как одну общую сумму, люди обычно мысленно распределяют все доступные деньги по воображаемым счетам в зависимости от того, как были получены и будут потрачены эти деньги. Суммы между этими счетами рассматриваются как изолированные друг от друга и для них устанавливаются совершенно разные условия приемлемого риска и требуемого дохода. Например, компания, которая всегда была склонна инвестировать в надежные проекты с невысоким доходом, получив неожиданно высокую прибыль, соглашается вложить ее в рискованный бизнес — это результат того, что полученная прибыль мысленно отложена на отдельный счет, относящийся к высоким рискам и случайным удачам.

  1. Фрейминг

Это широко известная когнитивная ошибка, связанная с тем, что люди по-разному отвечают на один и тот же вопрос в зависимости от того, как именно он сформулирован. Искажения могут быть обусловлены личными предпочтениями, общественными нормами, сложившимися мнениями и предрассудками, которые оказываются либо прямо затронуты в вопросе, либо скрываются за косвенными формулировками.

Вариантом фрейминга является неоправданное сужение рамок выбора, когда внимание фокусируется на одном (возможно, важном) аспекте вопроса, в то время как общая картина и множество других факторов просто выпадают из поля зрения. Например, анализ рынка может быть сосредоточен на объемах продаж продуктов разных компаний, в то время как вопросы рентабельности, стратегической стабильности результатов, возможности развития смежных продаж теряются из вида.

  1. Ошибки доступности информации

Один из известных законов Мерфи гласит: «Любая, даже самая сложная, проблема обязательно имеет простое, легкое для понимания, неправильное решение». Люди часто выбирают крайне поверхностную и случайную аналитику, так как информация, необходимая для качественного решения недоступна или для ее получения требуется слишком много усилий. Это может касаться трудностей непосредственно с получением данных, проблем их анализа, нехватки опыта и навыков для работы со сложной информацией. В результате для анализа выбираются те цифры и факты, которые оказались доступными, хотя они и ведут к неправильным выводам.

(Категории ошибок даны по изданию CFA Institute “Behavioral Finance. Program Curriculum, 2022”).

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.