Олигополия Курно (Cournot competition) — модель поведения участников рынка, основанная на следующих предположениях:
Пункт 5 в этом перечне — наиболее важное допущение, которое исследует модель Курно, поэтому ее часто называют «олигополия с выбором объемов производства».
Для того, чтобы модель стала понятнее, ее можно описать в менее формальном стиле:
У модели Курно нет простой формулы, так как зависимость цены от объема предложения обычно представляет собой довольно сложную с точки зрения математики кривую. Но можно показать вычисления для простого условного случая.
Предположим, что на рынке действуют ровно два участника. Они продают одинаковый продукт, цена на который определяется рынком и имеет очень простую формулу:
Price = Max — b * Q
где: Q — суммарное предложение, а b — коэффициент снижения цены.
То есть, если предложение близко к нулю, то цена взлетает до Max, но с ростом предложения цена каждой единицы линейно снижается, и при некотором общем объеме продукт совершенно обесценивается.
Пусть объем производства будет от 0 до 100 единиц, то есть при предложении 100 единиц и выше цена падает до 0, и обсуждать дальнейшее производство бессмысленно.
У каждого из участников есть издержки на единицу продукта. Для начала предположим, что они одинаковые, хотя в модели можно выбрать и разные издержки.
Построим модель такого рынка. Файл Excel с моделью: cournot_model.xlsx
Если предположить, что Участник 1 постоянно выбирает объем производства первым, а Участник 2 старается подстроиться под это решение и в свою очередь выбрать наилучший вариант для себя, то мы получаем такой график зависимости прибыли Участника 1 от выбранного им объема производства:
На этом графике хорошо виден максимум прибыли, он достигается, если Участник 1 выбрал объем производства 37 единиц. Из модели мы видим, что Участник 2 при этом выберет объем 19 единиц, так как он дает ему максимальную прибыль в сложившихся условиях.
Изменение цен или затрат каждого из участников сместит равновесие на другие значения объемов производства.
В приведенном выше примере бросается в глаза несправедливое распределение прибыли. Участник 1 забрал себе долю рынка, которая в 2 раза больше, чем у Участника 2. При этом мы определили, что затраты на производство у них одинаковы и во всех прочих параметрах один участник не имеет никаких преимуществ над вторым.
Очевидно, что у этого рынка есть и другое равновесие, в котором доли рынка распределены наоборот: Участник 2 имеет продажи равные 37, а Участник 1 — 19. Почему Участник 2 будет мириться с таким положением вещей? Причина в том, что как только конкуренты достигают продаж 37/19, любое увеличение или уменьшение объемов для каждого из них приводит только к снижению прибыли. И соответственно, они перестают менять объемы производства, и рынок приходит в равновесие.
В нашем упрощенном примере таких точек равновесия две: 37/19 и 19/37.
То, что конкуренты могут достичь точки равновесия, из которого им сложно выйти даже если существуют и другие, более выгодные для них варианты, — важный вывод для теории олигополий и вообще для экономики. В приложении к олигополиям это равновесие называют равновесием Курно или равновесием Нэша-Курно (так как спустя более чем 100 лет идея была детальнее изучена Джоном Нэшем и стала одной из главных концепций теории игр).
Модель Курно была предложена французским математиком Антуаном Курно в 1838 году в книге “Recherches sur les Principes Mathématiques de la Théorie des Richesses”. Хотя она и заложила основы для математического описания поведения рынка, ее применимость к реальным рынкам в последующем критиковалась.
Одна из важных претензий к модели Курно состоит в том, что в действительности производители не устанавливают объем, под который рынок подстраивается, устанавливая цену. На практике производитель может установить цену и рассчитывать, что объем спроса соответствующим образом изменится. При таких предположениях вся модель существенно поменяется. Эта модель известна как олигополия Бертрана.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.