ENG

Зеленое финансирование

Открыть эту статью в PDF

Определение

Зеленое финансирование — это финансирование проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду.

Некоторые инвесторы покупают «зеленые» облигации, существуют «зеленые» биржевые фонды (green exchange-traded funds, ETFs). Для таких инвесторов прибыль — не единственный мотив, однако, согласно исследованию Morningstar Inc. в 2020 году, в некоторых случаях зеленое инвестирование может превзойти доходность более традиционных активов.

Поскольку нет достаточно полного и четкого критерия для зеленого проекта или как лучше улучшить окружающую среду, то у зеленого финансирования есть несколько вариаций. Возможно, инвесторам будет интересно вкладывать в исследования в области возобновляемых источников энергии, или в разработки экологически чистых альтернатив различных материалов, или в уменьшение загрязнений от производственных линий.

Есть несколько международных организаций, имеющих в своем активе стандарты для определения экологически значимых проектов, например: Международная ассоциация рынков капитала (ICMA), Climate Bonds Initiative. Национальные стандарты есть также в Европейском союзе и в Китае.

 

Типы зеленых инвестиций

Существует несколько типов инвестиций в области зеленых технологий.

  • Зеленые акции: покупка акций в компаниях с сильными экологическими обязательствами. Например, компания Tesla достигла своей капитализации, опираясь на экологически сознательных потребителей.
  • Зеленые облигации: ценные бумаги с фиксированным доходом, предоставляющие кредиты для помощи банкам, компаниям и государственным органам в финансировании проектов с положительным влиянием на окружающую среду.
  • Зеленые фонды: инвестирование в акции фонда, например, ETFs. Такие фонды позволяют инвесторам диверсифицировать свой портфель экологических проектов, а не покупать акции или облигации одной фирмы.

В 2020 году с помощью фондов в зеленые проекты было привлечено инвестиций на 51 миллиард долларов США. Это рекордный приток денег в данную сферу за всю историю зеленого финансирования. На графике ниже изображен тренд денежных притоков в американские зеленые фонды с 2009 по 2020 год, в миллиардах долларов США.

тренд денежных притоков в американские зеленые фонды с 2009 по 2020 год

 

Зеленый камуфляж (greenwashing)

Зеленый камуфляж или «гринвошинг» представляет собой поведение, цель которого — получение прибыли, а не реальная забота об окружающей среде. Например, призыв многократного использования полотенец в гостиничных номерах может трактоваться как сохранение окружающей среды, а на самом деле ведет к большой экономии отелей на услугах прачечных. Такое мнение в 1986 году высказал американский защитник окружающей среды Джей Вестервельт.  

Зеленое движение обрело популярность в западных странах уже в 1960-х годах, а в 1970-е широко распространился зеленый камуфляж. Например, коммунальная служба США потратила 300 миллионов долларов, рекламируя себя как экологически ответственную компанию, а на исследования методов уменьшения загрязнения выделила сумму в 8 раз меньше.

Зеленый камуфляж создает зеленый имидж и поднимает уровень доверия потребителя к компании, далекой от деятельности по улучшению окружающей среды. Например, в 1980-е годы нефтяная компания Chevron вложилась в рекламную кампанию по своей экологичности, и уже через некоторое время, согласно социальным опросам, жители Калифорнии стали доверять ей больше, чем другим нефтяным компаниям.

За зеленый камуфляж могут дать «Оскар». В 2002 году в ЮАР на крупнейшей конференции ООН — Саммите Земли компании BP, ExxonMobil и Правительство США получили «Оскар» за зеленый камуфляж.

С другой стороны, за гринвошинг могут выписать и штраф. В Австралии существует закон о торговой практике. Если потребителя введут в заблуждение об экологичности продукта, то компания обязуется выплатить штраф до 1,1 миллиона долларов США и распространить правдивую информацию о влиянии на окружающую среду своего продукта. В Канаде и в США необходимо ясно и доступно подавать информацию об экологичности продукта.

Борьба с зеленым камуфляжем происходит на разных площадках: создаются поясняющие фильмы (документальный фильм Greenwashers, 2011), регистрируются базы случаев зеленого камуфляжа (база Орегонского университета США), ведутся социальные блоги (Гринпис).

 

Зеленое финансирование в России

В России начал формироваться рынок финансирования проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду:

  • в 2019 году был утвержден Национальный проект «Экология», направленный на освобождение городских границ от несанкционированных свалок;
  • заработала первая в России платформа поддержки экологических проектов на Московской бирже;
  • было принято решение присоединиться к Парижскому соглашению, а именно, к направлению по удержанию роста глобальной средней температуры.

Продвижением зеленого финансирования на территории России занимается государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, которая разрабатывает локальный стандарт и напрямую финансирует проекты. Для реализации проектов ВЭБ использует в том числе средства коммерческих банков. Еще одна функция ВЭБ — группировка проектов небольшого размера, которая происходит на уровне муниципалитетов.

Первым эмитентом зеленых облигаций от России на международном рынке стала компания РЖД. Эмитент ценной бумаги вначале обращается к независимому агентству, то есть к верификатору. Верификатор должен сделать отчет по экологическим целям проекта, провести независимую оценку облигаций и кредитов на предмет соответствия зеленому статусу. Участники рынка оценивают отчет в контексте дальнейших инвестиций в зеленый проект.

На данный момент в России действуют следующие верификаторы, согласно перечню верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития, определенного Распоряжением Правительства от 18.11.2020 № 3024-р:

  • Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА),
  • ООО «Национальное Рейтинговое Агентство»,
  • ООО «Национальные Кредитные Рейтинги»
  • Рейтинговое агентство «Эксперт РА»,
  • ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты».

Инвесторы, вкладывающие в зеленые облигации, руководствуются соображениями ответственности в большей степени, нежели материальными благами.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.