Индекс Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman Index, HHI) — показатель, оценивающий уровень концентрации рынка.
Индекс широко применяют в антимонопольной деятельности для оценки слияния компаний и их дальнейшего влияния на рынке. Размер выборки может ограничиваться 50-ю крупными фирмами отрасли для получения конкретных результатов. Результат, полученный путем вычисления индекса, может показывать снижение конкуренции и увеличение рыночной власти, либо наоборот. Основное преимущество индекса — в придании большого веса более крупным фирмам на рынке, простой расчет самого индекса, а также небольшое количество легко доступных данных, необходимых для расчета.
Формула индекса Херфиндаля–Хиршмана:
HHI = s12 + s22 + s32 + … + sn2
Где:
S = рыночная доля фирмы
n = количество фирм на рынке
HHI < 0,01 (или 100, если проценты используются как целые числа) указывает на высококонкурентную отрасль.
HHI < 0,15 (или 1500) указывает на неконцентрированную отрасль, рынок конкурентен.
HHI от 0,15 до 0,25 (или от 1 500 до 2500) указывает на умеренную концентрацию. Слияния и поглощения возможны, но могут вызвать антиконкурентные проблемы.
HHI > 0,25 (или 2500) указывает на высокую концентрацию. Слияния и поглощения будут считаться антиконкурентными, усиливающие сосредоточение рыночной власти. Рынок близок к монополии.
Индекс Херфиндаля–Хиршмана позволяет понять влияние слияний и поглощений на рынке. Например, есть три фирмы, первая фирма производит 40% товаров, вторая фирма — 25%, третья фирма — 10%. До слияния индекс составлял:
402+252+102=2 325 — умеренная концентрация.
После слияния первой и второй фирмы индекс будет составлять:
(40+25)2+102=4 325 — высокая концентрация.
До слияния HHI находится в диапазоне, который позволяет совершать сделки слияния и поглощения. После слияния HHI достигает уровня выше 2 500, уменьшая конкуренцию на рынке и приводя к более слабой конкуренции в отрасли. Данное значение: HHI = 4 325, считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует только три фирмы. Но количество фирм в отрасли не обязательно указывает на концентрацию рынка, поэтому расчет индекса Херфиндаля–Хиршмана важен.
Основное ограничение индекса — сложность определения конкретики рынка. Фирм в отрасли может быть много, и это может указывать на неконцентрированную отрасль и конкурентный рынок. Однако внутри отрасли одна из фирм может занимать более лидирующую позицию, и тогда речь идет о монополизации рынка.
Второе ограничение индекса — географический охват. Если компании имеют равные доли рынка, то о монополизации говорить не приходится. Однако, если каждая работает в своем регионе, то возникает вопрос о монополизации на конкретном рынке региона, на котором фирма ведет свой бизнес. Рынки должны быть четко определены.
Индекс Херфиндаля–Хиршмана был разработан двумя экономистами: Орисом Херфиндалем (Orris C. Herfindahl) и Альбертом Хиршманом (Albert O. Hirschman). Первым предложил данный индекс Альберт Хиршман в 1945 году. А в 1950 году Орис Херфинадаль в своей докторской диссертации на примере сталелитейной промышленности апробировал индекс концентрации, дополняющий индекс Хиршмана. В дальнейшем это послужило современному названию и употреблению данного индекса. По сути, они оба предложили схожие индексы, но с одним различием — использование квадратного корня в формуле индекса и неиспользование.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.