fbpx
ENG

Индустриальные парки – актуальный инструмент поддержки инвестиций

Несмотря на тяжелые экономические условия последних лет в России продолжается активное развитие индустриальных парков. На сегодня в стране их почти 200, причем большинство успешно заполняется, а еще порядка 60 находятся в стадии создания. Активно работает Ассоциация индустриальных парков, которая проводит  их добровольную сертификацию. Попытаемся разобраться, в чем ключевые отличия индустриальных парков от особых экономических зон, которые были популярны ранее, и почему индустриальные парки так востребованы сегодня.

Что такое индустриальный парк?

Индустриальный парк – это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. Минпромторг России ведет реестр индустриальных парков, однако в него включены далеко не все индустриальные парки, т. к. присутствующие на одной промышленной площадке предприятия часто не оформлены в таком статусе, хотя по сути являются именно индустриальным парком. Далее мы будем понимать под индустриальными парками только зарегистрированные в реестре министерства.

Из определения индустриального парка следует его главное отличие от особой экономической зоны (ОЭЗ), как ее называли раньше, или территории опережающего развития (ТОР), как называют теперь (подробнее о ТОРах см. нашу публикацию). ОЭЗ и ТОР предполагает наличие особого экономического режима для резидентов зоны. Как правило, это льготы по налогам, региональным и федеральным, и облегченный таможенный режим. Индустриальный парк такие льготы тоже может предлагать, но по умолчанию в индустриальном парке они не подразумеваются. Индустриальный парк – это, в первую очередь, подготовленная для размещения производства территория, а уже во вторую – меры поддержки бизнеса резидентов.

На примере действия старых ОЭЗ и новых ТОРов оказалось, что инфраструктура для организации промышленного производства важнее, чем налоговое и финансовое стимулирование. Если бизнес жизнеспособен, то он будет работать и без финансовой поддержки. Но если нужно сначала тратить много денег и времени на подключения к сетям и получение согласований, то бизнеса может и не получиться. В этом главный секрет последних успехов индустриальных парков, но не только.

Ориентация именно на размещение физического производства, а не просто на регистрацию юрлица на территории зоны выдвигает на первые план потенциал индустриальных парков к производственной кооперации между предприятиями. Именно возможность найти поставщиков и покупателей среди соседей делает индустриальные парки привлекательными для многих резидентов.

Сколько в России индустриальных парков?

Нельзя сказать, что все индустриальные парки одинаково успешны. По оценке Ассоциации индустриальных парков средняя заполняемость парков в России немногим превышает 50%, причем этот показатель не меняется в течение нескольких последних лет.

Количество индустриальных парков в реестре Минпромторга. Источник: Минпромторг России.

Примерно на 200 индустриальных парков приходится около 3 000 резидентов, т. е. в среднем по 15 резидентов в одном парке.

Индустриальные парки бывают двух типов: гринфилд, т.е. подготовленная, но пустая земля без зданий, и браунфилд, то есть промзона, где ранее уже было какое-то производство, от которого остались строения, подходящие для использования.

Типы индустриальных парков. Источник: Минпромторг России.

Гринфилд с подготовленной инфраструктурой оказывается более привлекательным для организации крупных и средних производств. Однако для небольших и особенно для маленьких компаний бывает удобнее сэкономить и разместиться в готовом помещении. Кроме того браунфилд – это часто промзона вокруг крупного действующего предприятия, которое может обеспечивать заказами или сырьем соседние небольшие фирмы.

В чем же состоят основные факторы успеха в создании и развития индустриальных парков?
  1. Привлекательность расположения или наличие экономических связей индустриального парка:
    • если парк находится рядом с крупными агломерациями, являющимися потенциальными рынками сбыта;
    • если в парке уже присутствуют крупные предприятия, которые смогут стать покупателями или поставщиками для вновь создаваемого производства;
    • если парк находится рядом с источниками сырья для потенциальных резидентов.
    Все это делает выгодным размещение производство именно в этом индустриальном парке. Просто кусок земли в лесу навряд ли кого-то заинтересует.

  2. Конструктивная позиция управляющей компании индустриального парка. Примерно половина индустриальных парков находится в государственной собственности, половина — в частной. Но даже для частных технопарков обеспечение согласований с региональными властями для поддержки резидентов выходит на первый план. Необходимость развития и продвижения парков вынуждает управляющую компанию, т. е. часто чиновников, изучать бизнес, вникать в его проблемы, быть открытыми, всячески помогать и оберегать резидентов, выстраивать коммуникации между профильными комитетами, продвигать интересы резидентов. В результате для успешного развития индустриального парка государство на местном уровне должно повернуться лицом к бизнесу.

  3. Минпромторг России предлагает меры поддержки для управляющих компаний индустриальных парков. Это субсидии на развитие инфраструктуры парка, а также налоговые льготы для резидентов. Похожие меры поддержки могут быть и на региональном уровне. Но для получения государственной поддержки индустриальный парк должен быть включен в соответствующий реестр Минпромторга. Для этого требуется проделать достаточно большую работу: разработать бизнес-план, мастер-план и показать реальные перспективы заполняемости парка.

  4. И, тем не менее, из почти 200 индустриальных парков в реестре Минпромторга лишь около 100 получили от него какую-то финансовую поддержку. Это еще раз подтверждает, что успех индустриальных парков базируется в первую очередь на удобстве размещения производства в них, а не на мерах финансового стимулирования.

  5. Для попадания в реестр Минпромторга индустриальный парк обязан иметь веб-сайт с информацией об условиях для резидентов. Необходимость продвигать индустриальный парк, конкурировать с другими парками, заставляет управляющие компании парков заниматься продвижением своих услуг. Это означает не только включение парка в реестр, присутствие на площадках вроде invest.gov.ru и investrf.com, вступление в Ассоциацию индустриальных парков. Продвижение означает построение связей с властными структурами, консультационными компаниями, агентствами развития, банками, которые могут привести в парк новых резидентов.

  6. Конкуренция заставляет парки заниматься позиционированием. Часто это выбор отрасли, отражающей сложившуюся специализацию парка или региона. Часто это ориентация на малый бизнес, т. к. времена крупных инвесторов прошли, часто — на поддержку инициатив местных предпринимателей, а не ожидание чудесных инвесторов из прекрасного далека. Благодаря этому у индустриального парка появляется лицо, понятное бизнесу.

  7. Кооперация между предприятиями индустриального парка может строиться не только на создании производственных цепочек. Это также могут быть общие ресурсы, которые резиденты парка используют совместно: склады, лаборатории, цеха, система автоматизации и проч. Однако для реализации такой кооперации требуются отдельные усилия управляющей компании.

Будем рады ответить на Ваши вопросы о работе индустриальных парков.

Контактное лицо: Андрей Сенов, коммерческий директор Группы компаний «Альт-Инвест», +7 916 955 5227, senov@alt-invest.ru

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.