ENG

Первичное публичное предложение, IPO

Открыть эту статью в PDF

Определение IPO

IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное предложение (размещение). IPO — один из инструментов привлечения финансирования в развитие бизнеса компании. Компания путем IPO выпускает и размещает на бирже свои акции с целью их продажи по справедливой рыночной цене. В результате компания получает новое финансирование взамен привлекая новых собственников.

Отличительные особенности IPO — первичность размещения, то есть акции компании впервые поступают на фондовый рынок, и публичность размещения, то есть доступность неограниченному числу участников торгов.

 

Цель проведения IPO

Ключевая цель IPO — привлечь новое финансирование. В данном случае компания не платит проценты, не требуется обеспечение (как в случае с банковскими кредитами). Развивающаяся компания может быть позитивно оценена рынком и, как следствие, успешно провести IPO.

Вместе с тем компания может преследовать дополнительные цели:

  • создать ликвидность активов существующих акционеров;
  • обеспечить существующим акционерам возможность продать (частично или полностью) свою долю в компании;
  • эмитенту получить торгуемые акции, которые затем можно использовать для сделок по слиянию и поглощению;
  • улучшить стандарты корпоративного управления компанией, увеличить прозрачность и создать механизм широкого контроля над деятельностью менеджмента эмитента;
  • опционные программы для менеджмента;
  • снизить стоимости долга.

 

Основные участники процесса IPO

IPO — достаточно сложный инструмент привлечения инвестиций, в котором участвуют различные группы заинтересованных лиц.

Менеджмент компании — главная группа участников подготовки к IPO, которая отвечает за подбор синдиката инвестиционных банков-консультантов и прочих участников, за внутренние корпоративные преобразования; представляет информацию для юридической проверки, подготовки проспекта ценных бумаг и маркетинговых материалов; управляет стратегией публичных коммуникаций и в целом является конечной инстанцией при принятии решений по проекту.

Инвестиционные банки ежедневно управляют проектом, выносят рекомендации по структуре сделки, проводят ежедневную координацию всего процесса подготовки IPO, включая:

  • юридическую проверку (Due diligence);
  • написание проспекта и информационного меморандума;
  • подготовку маркетинговых материалов;
  • кристаллизацию инвестиционной истории;
  • оценку бизнеса компании;
  • организацию менеджмента;
  • сбор заявок от инвесторов;
  • совещательную функцию при установлении цены размещения;
  • расчеты между инвесторами и эмитентом/акционерами.

Юридические консультанты осуществляют юридическое сопровождение и играют основную роль в юридической проверке, написании проспекта IPO и информационного меморандума, подготовке других соглашений и заключений.

Аудиторы проводят подготовку финансовой отчетности, дают рекомендации по раскрытию финансовой информации и консультируют участников процесса по вопросам аудита, а также готовят комфортные письма.

PR-агентство занимается взаимодействием со СМИ в связи с IPO и последующими мероприятиями в русле связей с инвесторами.

Финансовая типография организует печать и распространение информационного меморандума (в предварительной и финальной версиях).

 

Этапы проведения IPO

Основные этапы вывода компании на IPO:

  1. Предварительный.
  2. Подготовительный.
  3. Подготовка проспекта эмиссии.
  4. Road-show и размещение.

На предварительном этапе проводят переговоры относительно стоимости акций, типу, общему количеству акций, планируемых для реализации, проводят оценку финансовой ситуации и информационной прозрачности компании.

На подготовительном этапе компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг — агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер — профессиональным участник рынка ценных бумаг.


Договор с ним, как правило, заключают в двух вариантах: «твёрдое обязательство» (Firm commitment) или «максимальные усилия» (Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче — посредник продает столько бумаг, сколько получится.

Для крупных IPO обычно привлекают синдикат андеррайтеров, состоящий из нескольких инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.

После определения андеррайтера акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центральный банк.

Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества — получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.

В российском праве Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг».

Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это происходит в ходе так называемых road-show, по сути рекламной кампании эмитента. Процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.

И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже.

На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.

После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Если IPO компании вызывает ажиотаж, то спрос на акции может превысить предложение — это называют переподпиской книги заявок. Тогда компания вместе с андеррайтером решает, что делать. Они могут увеличить цену акций или выпустить дополнительные бумаги.

Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.

 

Преимущества и недостатки IPO

Преимущества IPO в качестве инструмента финансирования проявляется в результате сравнения с иными формами привлечения средств.

Основные преимущества:

  1. Единоразовое крупное поступление средств, не растянутое во времени.
  2. Отсутствие обязательства по возврату и обслуживанию привлеченных средств.

Таким образом, IPO позволяет привлекать на почти безвозвратной основе крупные объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса.

Недостатками IPO могут быть:

  1. Риск конфликта интересов ключевых акционеров.
  2. Высокие требования к финансовому состоянию компании для выхода на IPO.
  3. Большие затраты на проведение IPO (от 12% от объема размещения).
  4. Повышенные требования к публичным компаниям в части законодательства.
  5. Открытость компании и обязательство публикации внутренней информации .
  6. За выходом компании на IPO следует особый период, называемый «закрытым», в течение которого держатели акций не могут продавать свои ценные бумаги.

 

Результаты IPO для инвесторов

В результате IPO компания привлекает денежные средства инвесторов на развитие компании. Инвесторы в свою очередь вкладывают средства с целью наращивания своего капитала темпами, опережающими среднерыночные значения.

В 2020–2021  годах на российском рынке прошло несколько IPO известных компаний

Эмитент Изменение стоимости актива
с момента размещения
Изменения значения Индекса
ММВБ за аналогичный период
Совкомфлот -47% -2%
ГК Самолет 223% 3%
Светофор Групп 66% -18%
Fix Price -35% -21%
Сегежа Групп 22% -21%
Ренесанс страхование -57% -34%
Softline -38% -33%
ЦИАН -67% -32%

В качестве базы для сравнения динамики цен взято значение индекса Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Как видно из данных таблицы, результаты IPO для инвесторов очень сильно отличаются в зависимости от эмитента. Некоторые размещения обеспечили доходность, которая существенно опережает рыночную. В то же время другие размещения прошли гораздо хуже рынка.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.