ENG

Оценка компании сравнительным подходом

Открыть эту статью в PDF

Определение сравнительного подхода

Сравнительный или рыночный подход к оценке бизнеса (market-based valuation) основан на анализе установившихся на рынке цен на аналогичные компании.

Оценка сравнительным подходом включает следующие этапы:

  1. Выбор компаний, которые будут служить аналогом. Для того, чтобы оценка была более устойчивой к случайным факторам, желательно выбрать несколько компаний. Иногда используют также отраслевой индекс как усредненное значение всех компаний отрасли.
  2. Выбор мультипликатора. Мультипликатор — коэффициент, который будет отражать стоимость «единицы бизнеса», например, сколько рублей стоимости приходится на рубль прибыли или выручки. Выбор мультипликатора во многом определяет разницу между методиками сравнительного подхода.
  3. Расчет значения мультипликатора на базе аналогичных компаний.
  4. Вычисление усредненного значения мультипликатора. Для этого используют арифметическое среднее или медиану.
  5. Расчет стоимости анализируемого бизнеса с помощью мультипликатора.

Существует множество подходов к выбору мультипликатора и вычислению его значения. Ниже даны некоторые наиболее часто встречающиеся методы.

 

Классификация сравнительных методов

Хотя концепция расчета сравнительных показателей очень проста, выбор источников данных и способа их обработки может серьезно повлиять на результаты. Сравнительные методы можно разделить на группы в зависимости от используемого индикатора, способа его вычисления и источника информации, применяемого в расчетах.

Виды используемых индикаторов:

Виды используемых индикаторов

Мультипликаторы цены (такие как P/E, P/B) ориентированы на анализ соотношения между стоимостью собственного капитала и показателями компании. Мультипликаторы стоимости (пример: EV/EBITDA) изучают стоимость всего бизнеса, включая и ту часть, которая профинансирована долгом. Индикаторы тренда (Momentum Indicators) анализируют динамику изменения стоимости акций, хотя формально они тоже относятся к рыночным методам, но это скорее сфера технического анализа, а не оценки.

 

Классификация способов вычисления мультипликатора:

Классификация способов вычисления мультипликатора

В первом случае мультипликаторы вычисляют с использованием данных компаний или рыночного индекса, то есть на фактических данных. Второй вариант подразумевает использование не фактических цен, а результатов моделирования для доходного подхода. И, наконец, в третьем случае рыночные мультипликаторы получают напрямую из формул доходного подхода, чаще всего — из формулы Гордона.

В зависимости от данных, которые используют для расчета мультипликатора, выделяют четыре подхода:

четыре подхода

В случае с данными самой компании оценка строится на предположении, что если компания регулярно оценивалась с определенным значением мультипликатора, то и в будущем может сохраниться такое же значение.

 

Преимущества сравнительного подхода
  • Он значительно проще, чем доходный. Мультипликаторы можно рассчитать без сложного анализа, а их применение для оценки стоимости компании в большинстве случаев требует простого умножения. Именно по этой причине около 85% всех отчетов об оценке акций публичных компаний основаны на сравнительном подходе.
  • Сравнительный подход более вероятно покажет стоимость компании, которая будет в ближайшем будущем отражена в ее рыночной цене, ведь эта стоимость уже кажется рынку справедливой для аналогичных компаний.
  • Оценку сравнительным подходом можно выполнять, даже не понимая, как устроен бизнес, и каких результатов можно ожидать от компании в будущем. Достаточно подобрать аналоги и убедиться, что другие участники рынка считают справедливым определенное значение мультипликатора.

 

Недостатки сравнительного подхода
  • В периоды, когда весь рынок переоценен или недооценен, мы будем автоматически следовать за ошибками других инвесторов. Это может создавать проблемы в момент краха рыночного пузыря. Кроме того, цель оценки зачастую как раз состоит в том, чтобы найти неправильно оцененные компании, но в данном случае возможность выявить ошибку рынка будет уменьшена.
  • Требуется найти сравнимые компании, для которых известна рыночная цена и результаты деятельности. При оценке публичных компаний это обычно удается, но для частного бизнеса сравнительный подход будет работать хуже.
  • В этом подходе мы предполагаем, что стоимость бизнеса полностью определяется каким-то одним параметром, например, прибылью или выручкой, причем всего за один конкретный год. Но жизнь устроена сложнее и это упрощение может создавать значительные ошибки.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.