ENG

Мультипликатор P/E

Открыть эту статью в PDF

Что такое отношение «цена/прибыль»

Показатель Цена/Прибыль (Price/Earnings, P/E) — один из наиболее известных и широко распространенных показателей сравнительной оценки бизнеса. Его формула может быть записана на основе данных, рассчитанных на одну обыкновенную акцию компании:

Формула Цена/Прибыль

где Price — цена акции,
EPS — прибыль на акцию (earnings per share).

Альтернативный вариант записи формулы — на основе данных всей компании:

Альтернативный вариант записи формулы Цена/Прибыль

где Equity — рыночная стоимость акционерного капитала (может также называться рыночная капитализация, Market Cap),
Net Profit — чистая прибыль, доступная акционерам компании.

Применение P/E построено на том, чтобы определить «справедливое» отношение P/E путем анализа похожих компаний или другими методами, а затем из прибыли компании получить оценку ее стоимости.

В процессе оценки следует обратить внимание на следующие проблемы:

  • правильный расчет чистой прибыли на акцию с учетом таких факторов, как опционы, доля миноритариев и т. п.;
  • выбор периода, за который будет рассматриваться чистая прибыль (см. ниже раздел о trailing и forward P/E);
  • подбор примеров, на основе которых будет рассчитан P/E;
  • выбор правильного метода усреднения результатов расчета P/E.

 

Преимущества и недостатки P/E

Основные преимущества применения P/E в оценке бизнеса:

  • Он опирается на чистую прибыль, которая, в итоге, и определяет стоимость компании для акционеров.
  • Показатель P/E широко распространен, поэтому и анализ результатов других компаний, и расчет показателя, и его применение для оценки стоимости изучаемой компании будут понятны большинству инвесторов.
  • Если оценивается публичная компания, то показатель P/E устанавливает непосредственную связь между прибылью, которую приносит акция, и ее ценой.

В то же время, у показателя P/E есть и недостатки:

  • Прибыль часто бывает близкой к нулю или даже отрицательной. В этом случае использование P/E оказывается невозможным.
  • Из-за того, что прибыль значительно колеблется от года к году, возникает вопрос о том, насколько прибыль последнего года применима к долгосрочной оценке стоимости компании.
  • Прибыль существенно зависит от решений менеджмента в части организации финансового учета, а также от правил бухучета в конкретной стране.

 

Пример использования мультипликатора P/E

Предположим, что мы хотим оценить стоимость российской торговой сети O’Кей. Это публичная компания, и в России есть еще три крупных публичных торговых сети: Магнит, X5 и Лента.

Соберем данные об этих компаниях на апрель 2021 года:

данные об компаниях Магнит, X5 и Лента на апрель 2021 года

Чистая прибыль O’Кей в 2020 году по предварительным данным составила $14 млн, а в 2021 году ожидается прибыль $15 млн. Если применить к ней полученные P/E, то оценка компании:

14 * 9,8 = $137 млн или 15 * 8,8 = $132 млн

Рыночная же стоимость акций компании O’Кей на момент анализа составляла $202 млн. Это значит, что относительно показателя P/E, компания выглядит переоцененной и можно ожидать, что цена ее акций снизится. Впрочем, это очень поверхностная оценка, и опираться только на нее недостаточно.

 

Trailing и Forward P/E

В приведенном выше примере видно, что показатель P/E может рассчитываться в нескольких вариантах, в зависимости от того, за какой именно период берется чистая прибыль. Это создает два варианта показателя P/E:

  1. Forward P/E — показатель, основанный на использовании ожидаемой прибыли за ближайший год. Оценка бизнеса всегда направлена на учет будущих прибылей акционеров, поэтому форвардный мультипликатор P/E точнее указывает на цену акций. В некоторых случаях аналитики используют прогноз даже не ближайшего, а следующего за ним года, чтобы еще дальше заглянуть в будущее для расчета P/E.

Расчет форвардного P/E зависит от наличия надежного прогноза прибылей для всех сравниваемых компаний, поэтому его не всегда удается применить. Кроме того, может возникать путаница определением того, что считать ближайшим годом.

Встречаются разные варианты:

  • текущий финансовый год, по которому еще нет опубликованного отчета;
  • финансовый год, следующий за текущим;
  • следующие четыре полных квартала от текущей даты;
  • следующие 12 месяцев от текущей даты (часто обозначается в отчетах как NTM, next twelve months).
  1. Trailing P/E опирается на последний опубликованный отчет. С одной стороны, получить данные для этого показателя проще, т. к. от аналитика не требуется никаких прогнозов. С другой стороны, отчетность прошлого года может заметно отставать от текущей ситуации, и оценка окажется устаревшей еще до окончания расчетов. Поэтому trailing P/E рекомендуют применять только в ситуациях, когда прогноз результатов недоступен.

По аналогии с NTM, показатель trailing P/E иногда отображают в отчетах под названием LTM, т. е. last twelve months, «последние 12 месяцев».

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.