ENG

PEST-анализ

Открыть эту статью в PDF

Концепция и применение

PEST-анализ — концепция стратегического анализа, которая предлагает исследовать внешнюю среду бизнеса, разделяя ее на 4 основных сферы:

  • P — политические факторы;
  • E — экономические факторы;
  • S — социальные факторы;
  • T — технологические факторы.

Как и многие другие стратегические концепции, PEST-анализ не связан с какой-то детальной методикой, форматами или показателями, он лишь определяет важность рассмотрения бизнес-среды в разных «измерениях». Конкретная реализация этого подхода всегда будет зависеть от условий изучаемого рынка и бизнеса.

Идея PEST-анализа впервые была сформулирована в книге Френсиса Агилара «Сканирование деловой среды» в 1967. Первоначально автор использовал сокращение ETPS, но в дальнейшем распространение получил вариант PEST, а также альтернативное название — STEP.

 

Политические факторы в PEST

К политическим факторам относятся вопросы возможного вмешательства правительства в экономику. Например:

  • налоговая политика;
  • таможенные пошлины и квоты;
  • ограничения международной торговли;
  • законы и требования в сфере экологии;
  • законодательство о труде;
  • субсидии и другие меры поддержки определенных секторов экономики;
  • запреты и ограничения на производство определенных товаров и услуг.

 

Экономические факторы в PEST

Экономические факторы включают в себя как макроэкономическое окружение (инфляцию, курсы валют, общие темпы экономического роста, процентные ставки), так и характеристики отдельных рынков. Анализ отдельных рынков — это цены на готовую продукцию и затраты на производство, прогноз спроса и предложения, а также другие составляющие бюджета компании.

 

Социальные факторы в PEST

К социальным факторам относятся такие, например, вопросы:

  • изменение численности населения и его возрастного состава;
  • изменение поведения, появление новых привычек, предпочтений;
  • новые ожидания от товаров и услуг;
  • рост или снижение уровня жизни и его влияние на структуру потребления.

 

Технологические факторы в PEST

Технологические факторы охватывают вопросы разработки и внедрения новых технологий и их влияния на оптимальную стратегию развития бизнеса. Это анализ проводимого НИОКР, новых технических решений и продуктов, возможностей автоматизации производства и других новшеств.

Например, значительное технологическое лидерство компании и возможность защитить свои разработки патентами может обеспечить высокий барьер входа для конкурентов и создает основу для выпуска продукта с высокой рентабельностью. Другие особенности технологического развития могут привести к выводу о важности быстрого цикла смены продуктов, применения аутсорсинга или других подходов.

 

Некоторые расширенные варианты PEST

Первоначально концепция PEST-анализа выделяла только четыре основных области для изучения, но довольно быстро стало ясно, что существуют и другие важные направления, которые заслуживают отдельного раздела в исследованиях и отдельной буквы в названии подхода. В результате появились варианты, которые включали 5 или 6 букв. Например:

  • PESTEL — к основным факторам добавлены вопросы окружающей среды (Environmental) и юридические вопросы (Legal).
  • STEER — sociocultural, technological, economic, ecological, and regulatory, то есть социокультурные, технологические, экономические, экологические и регуляторные факторы.
  • DESTEP — добавлена демография и экология.

Существуют и другие примеры, но поскольку точное деление на разделы в данном случае не является важным, для каждой цели могут создаваться свои наборы областей для анализа и свой перечень изучаемых факторов.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.