fbpx
ENG

Проверка на прочность

Дмитрий Сироткин, партнер ИКФ «АЛЬТ»

Издание «Коммерсант» №233П, Санкт-Петербург

Теперь уже типична ситуация, когда бывшие лидеры роста с трудом сводят концы с концами, а амбициозные стратегии развития выглядят необоснованно рискованными. Стратегии части петербургских компаний в 2008 году как будто и вовсе специально были построены так, чтобы как следует «попасть» в кризис. Однако не весь бизнес пострадал одинаково. Причины этих различий лежат как вовне, так и внутри самих компаний.

Сегментация кризиса

В ситуации кризиса логично сегментировать отрасли по такому критерию, как устойчивость к кризису. Несколько упрощая ситуацию, можно разделить отрасли на 4 сегмента:

  • Неустойчивые к кризису отрасли, такие как строительство и девелопмент. Они сочетают продажу инвестиционной продукции с высокой долговой нагрузкой.
  • Финансово-проблемные отрасли также обременены высокой долговой нагрузкой. К их числу сейчас обычно относят сетевой ритэйл и финансовый сектор.
  • Спросо-проблемные отрасли осуществляют продажу инвестиционной продукции, но в целом не имеют высокой долговой нагрузки. Сюда относят автодилеров, производителей тяжелой техники и других производителей инвестиционной продукции.
  • Кризисоустойчивые отрасли — к этой группе пока, наверное, рано относить какую-либо из отраслей, но похоже, что сетевые дискаунтеры, коллекторские агентства и юридические консультанты без работы в любом случае не останутся. В данном обзоре мы не коснемся этих немногих счастливчиков.

Стоит подчеркнуть, что большее значение зачастую имеет качество реализуемой компанией стратегии, нежели просто ее принадлежность к той или иной группе «кризисоустойчивости».

Обманчивое Эльдорадо

В группу неустойчивых к кризису в первую очередь вошли те, кто сделал ставку на серьезные девелоперские проекты. Характерно, что в последние несколько лет в девелоперские проекты Петербурга активно потянулись инвесторы из других отраслей. Проекты в основном осуществлялись за счет заемного капитала. Понятно, что при постепенном снижении рентабельности в большинстве отраслей девелопмент для многих предстал как этакое Эльдорадо, где главное — успеть застолбить свой золотоносный участок. А лучше — несколько.

Можно услышать мнение: мол, несправедливо получилось, что компании с наиболее амбициозными стратегиями уже понесли ощутимые потери, а их более осторожные конкуренты оказались в выигрышном положении. Хотелось бы поспорить. Действительно амбициозная стратегия предполагает достижение качественно нового уровня развития бизнеса, развитие такой бизнес-модели или компетенций, которые бы позволили ему существенно оторваться от своих конкурентов. В данном же случае мы, как правило, имеем дело с выдающимися желаниями, но с весьма посредственным способом их достижения, примерно таким же, как у большинства остальных. Намного интереснее в плане докризисных стратегических решений выглядит ряд профессиональных игроков петербургского рынка. Например, холдинг RBI, сумевший привлечь в качестве стратегических партнеров для своих проектов фонды инвестиционных банков Deutsche Bank и Morgan Stanley. Отметим, что это получилось не вдруг, а после тщательной отладки всех бизнес-процессов и достижения редкой для российской строительной отрасли прозрачности. Или генподрядная компания СТЭП, сознательно выбравшая и реализовавшая более консервативную, но зато инновационную для отрасли схему финансирования строительных проектов. В обоих случаях компаниям удалось отстроить такие схемы инвестирования своих девелоперских проектов, которые существенно снижают риски оказаться в финансовой яме при неблагоприятном развитии событий на финансовом рынке. Чем они и смогли с успехом воспользоваться в условиях кризиса. Кстати, эти и ряд других примеров склоняют к умеренному оптимизму: рынок строительства не остановится и не рухнет, а постепенно перераспределится между более сильными и более слабыми игроками в процессе спада.

Возвращаясь к «амбициозным» девелоперам, справедливости ради отметим, что они внесли свой вклад в практическое освоение таких сложных управленческих задач, как организация управления портфелем инвестиционных проектов или выбор оптимального набора форматов объектов недвижимости для тиражирования.

На финансовой диете

Как уже отмечалось, наиболее часто в текущий период к группе финансово-проблемных отраслей относят финансовый сектор и сетевой ритейл. Рассмотрим подробнее сферу ритейла. К счастью, в отличие от девелопмента, пик заимствований здесь к 2008 году уже миновал и в целом компании отрасли продолжали систематично наращивать свое присутствие на рынке. По мнению Альберта Суфиярова, президента холдинговой компании «Невские сыры», основная тенденция 2008 года — открытие магазинов в регионах, так как потенциал роста в крупных городах резко сократился. Соответственно, у сетей возросли требования к логистике поставщиков.

Максим Большов, заместитель генерального директора — директор по продажам ОАО «Хлебный дом» также считает региональную экспансию ключевой тенденцией 2008 года, причем отмечает, что эти проекты часто неэффективны. В целом он отметил отсутствие особой активности на рынке, за исключением X5 Retail Group, осуществившей покупку «Карусели». Максим Большов прогнозирует, что кризис простимулирует дальнейшие поглощения.

Кризис обострил для ритейла проблему финансирования оборотных средств. Пока что в качестве ключевого ресурса для решения этой проблемы ритейлеры часто пытаются использовать увеличение сроков отсрочки платежей поставщикам. Это, безусловно, встречает активное сопротивление поставщиков, которым интересней кредитоваться самим, а не кредитовать других. Так, по словам Альберта Суфиярова, «Невские сыры» не собираются увеличивать отсрочку и даже стремятся сократить ее. В кризисный период все больше внимания ритейлеры уделяют и внутренней оптимизации, прежде всего — сокращению нелинейного персонала.

В свете произошедших событий целесообразность реализации докризисной стратегии региональной экспансии вызывает вопросы. И не только с точки зрения снижения эффективности работы сетей. Хотелось бы обратить внимание на следующую стратегическую проблему петербургского сетевого ритейла: конкуренция на рынке постоянно усиливается, а разные сети одного формата обычно мало отличаются друг от друга. В свое время стратегия копирования позволила российским игрокам быстро организовать бизнес и тиражировать его, но теперь она обернулась против них, особенно — против небольших игроков, которым становится трудно конкурировать с лидерами по уровню издержек. Новых интересных бизнес-концепций на рынке практически не появляется, также как и интересных идей по репозиционированию и оформлению торговых залов. Наверное, продуктовому ритейлу стоит здесь поучиться у «младших братьев» — сетей, продающих модную одежду. В условиях жесткой конкуренции с мировыми лидерами развитие российских компаний в этом сегменте без интересных инновационных решений проблематично. Например, активное развитие компании «Мэлон Фэшн Групп» (марки Zarina и befree) во многом связано с такими ее особенностями, как креативная концепция оформления магазина, четкое позиционирование, задействование международной кооперации (дизайн, производство).

Купи слона!

Нелегкое время сейчас переживают компании, занимающиеся продукцией инвестиционного назначения. Большинство компаний минимизирует или сворачивает свои инвестиционные программы. Производители техники и оборудования для угольщиков, металлургов, строителей, химиков, энергетиков, транспортников динамично пересматривают планы продаж на 2009 год.

Остановимся, однако, на автодилерах как наиболее контрастном примере. Ведь еще на первой российской конференции автодилеров в конце августа собравшиеся были полны уверенности в собственных силах и энтузиазма. И их можно понять — за 10 месяцев 2008 года рост продаж составил 36%. По словам директора консалтингового агентства «Автокадр» Татьяны Григорьевой, в докризисный период ключевыми для большинства автодилеров были две взаимосвязанные задачи — агрессивное развитие и привлечение инвестиций. Компании бились за расширение портфеля брендов и участки земли под строительство.

По оценке Марии Мироновской, директора дилерского центра «Рольф Октябрьская Форд», в докризисный период основные тенденции состояли в укрупнении рынка и систематизации бизнеса. В 2008 году в Петербурге прошло несколько сделок M&A (по слияниям и поглощениям). На рынок начали выходить крупные международные игроки. Лидеры рынка занимались систематизацией бизнеса: оптимизацией численности и бизнес-процессов, внедрением автоматизированных систем управления продажами и др.

В октябре-ноябре у дилеров начали появляться проблемы со спросом. Сказывается как общая выжидательная реакция потребителей на кризис, так и сложности с получением кредитов на покупку машин. Да и ожидание «кризисных» скидок также наверняка влияет на ситуацию. Тем не менее, в наступившем кризисе Мария Мироновская видит положительные моменты: дилеры сфокусировались на финансовых показателях и эффективности бизнеса, учатся оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, осваивают агрессивный, но экономичный маркетинг.

Существенное значение для будущего отдельных дилерских компаний, помимо уровня долговой нагрузки, имеет то, какая роль в их стратегиях развития уделялась развитию сервисного обслуживания.

Можно предположить, что труднее всего придется тем, кто уделял сервису незначительное внимание: «сейчас главное как можно больше продать машин, а развитием сервисных услуг займемся тогда, когда продажи пойдут на спад». Более надежным видится будущее тех, кто заранее уделял серьезное внимание тому, чтобы их покупатели не находили поводов отказаться от сервисного обслуживания в дилерском центре и перейти к обслуживанию у конкурентов. Ведь опыт кризиса 1998 года показал, что именно сервисное обслуживание становится ключевым источником стабильных доходов в нестабильные времена.

Победа осторожности

Подводя итог оценке непростого для петербургских управленцев года, можно выделить ключевую стратегическую дилемму: «рост или эффективность?». В целом, в выигрыше оказались те, кто выбрал для себя стратегию повышения эффективности, а не стратегию активного развития. Безусловно, проще было придерживаться данной стратегии в отраслях, не демонстрирующих высокого роста: например, в машиностроении или пищевке. И намного сложнее — в немногих быстрорастущих отраслях.

Стоит также признать, что ситуация стабильного роста последних лет сделала нас более самоуверенными и склонными к риску. Пришедший как всегда неожиданно кризис подверг серьезному испытанию самоуверенность бизнеса, его планы и стратегии — есть над чем поработать в 2009 году.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.