ENG

Компаратор государственного сектора (PSC)

Открыть эту статью в PDF

Определение

Компаратор государственного сектора (Public Sector Comparator, PSC) — инструмент оценки целесообразности и эффективности участия в государственно-частном партнёрстве вместо традиционной формы государственных закупок по соотношению цена-качество. Построение компаратора необходимо для оценки преимущества альтернативной стратегии реализации проекта.

Использование компаратора дает возможность количественно оценить экономический эффект проекта в случае создания ГЧП или применения альтернативного способа путем сравнения чистых дисконтированных потоков для обоих вариантов реализации проекта.

 

Методика формирования PSC

PSC разрабатывают до начала реализации проекта и завершают до заключения соглашения о ГЧП, т. е. на этапе разработки проекта. PSC состоит из четырех компонентов. Все компоненты оценивают с точки зрения стоимостного значения.

  1. Капитальные и операционные (эксплуатационные) расходы («сырой» PSC) — стоимость всех затрат и доходов при осуществлении проекта государством
  2. Передаваемый риск — стоимостная оценка рисков, которые переходят от государства частному инвестору.
  3. Сохраняемый риск — стоимостная оценка рисков, которые остаются у государства при реализации данного проекта.
  4. Конкурентный нейтралитет — стоимостная оценка конкурентных преимуществ или недостатков, которые государство имеет перед частными партнерами благодаря государственной форме собственности.

Стартовое значение расчета — оценка капитальных вложений в проект, затрат на операционной фазе проекта во время всего горизонта планирования, а также потребность в модернизации.

Базовые затраты проекта
Рисунок 1 — Базовые затраты проекта

В связи с привлечением частного инвестора снижаются риски для государства. Планируемые денежные потоки от инвестиций частного партнера в проект должны учитывать этот переданный риск. Следовательно, PSC должен оценить и учесть эти риски для «справедливого» сравнения.

Корректировка риска обоснована тем, что оба потока денежных средств должны, насколько это возможно, отражать идентичные профили риска с точки зрения государства. Например, если строительный риск передается частному партнеру в рамках предлагаемой схемы ГЧП, PSC должен отражать риски, связанные с несением строительного риска, и экономические последствия.

Базовые затраты проекта с учетом оценки риска
Рисунок 2 — Базовые затраты проекта с учетом оценки риска

Корректировка на «конкурентную нейтральность»: реализация проекта в зависимости от выбранного способа может иметь дополнительные конкурентные преимущества или недостатки, которые необходимо сгладить путем их оценки и корректировки PSC. Например, налоговые обязательства между этими двумя методами могут быть разными.

После расчета PSC с учетом поправочных корректировок необходимо оценить затраты по проекту ГЧП. В данных расчетах необходимо учесть стоимость управления проектом и реализации сделки (например, расходы, связанные с дополнительным персоналом, необходимым для реализации ГЧП), а также корректировки, связанные с мерами государственной финансовой поддержки (например, займы, предоставляемые государственным предприятием, субсидирование процентных ставкой, налоговые льготы), которые представляют собой фактические затраты для бюджета.

Платежи по проекту ГЧП
Рисунок 3 – Платежи по проекту ГЧП

Итого работы — сопоставление полученных результатов. С учетом разброса платежей во времени сравнение осуществляется на основании чистой приведенной стоимости каждой альтернативы с применением ставки дисконтирования к прогнозируемым затратам соответствующего варианта.

Подходы к определению ставки дисконтирования:

  1. 1. Использование безрисковой ставки государственного займа и для ГЧП, и для структуры затрат на PSC. Обоснованием является то, что решение о ГЧП или традиционных закупках — инвестиционное решение государства и его «стоимость денег» — параметр, используемым для выбора оптимального графика платежей.
  2. Использование для каждого проекта определенной ставки, соответствующей степени проектного риска; это делается на том основании, что стоимость капитала или ставка дисконтирования специфичны для каждого проекта и зависят от рисков проекта. Обоснование заключается в том, что платежи по каждому конкретному проекту подвержены различным профилям риска.
  3. Использование преференциальной ставки социального времени в качестве стандартной реальной ставки дисконтирования как для ГЧП, так и для PSC. Т. е. «цена», по которой общество готово отказаться от текущего потребления ради перспективного. Данный вариант предусматривает единую ставку дисконтирования для обоих вариантов как в первом случае, однако ее расчет не связан со ставкой государственных займов.

ГЧП обеспечивает более эффективное использование бюджетных средств (лучшее соотношение цены и качества), когда дисконтированные затраты по нему ниже, чем по PSC, как показано на рисунке.

Дополнительно рекомендуется провести анализ чувствительности. Допущения, которые должны быть изменены при анализе чувствительности, могут быть связаны с прогнозами затрат по PSC, ставкой дисконтирования, используемой при расчете NPV, и так далее.

 

Критика PSC

Использование PSC для анализа вариантов реализации проекта создает ряд вопросов:

1. соизмеримость затрат;

2. выбор ставки дисконтирования;

3.оценка необходимых корректировок, чтобы учесть перенос риска и другие различия между вариантами реализации проекта.

Количественная оценка в значительной степени основывается на недоказанных предположениях: оценка рисков и сметные расходы, стоимостные параметры корректировки, внесенные в PSC и ставку дисконтирования. Параметры PSC — оценочные значения со значительной степенью неточности. Поэтому должны дополняться анализом качественных характеристик и преимуществ вариантов реализации проекта

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.