Дмитрий Рябых, CFA, генеральный директор группы компаний «Альт-Инвест»
О том, почему инвестиционные проекты оказываются не такими прекрасными, как казалось при планировании, даже если они опираются на точные данные.
Правильные данные не гарантируют успеха
В архивах нашей компании что-то около 200 подготовленных инвестиционных проектов, многие из которых дошли до относительно успешной реализации. Эта статистика дополняется данными, которые мы собираем в открытых источниках, а также общаясь с коллегами и клиентами. И если проанализировать то, насколько подготовленные прогнозы совпали с фактическими результатами проекта, то наверное ни для кого не будет неожиданностью, что в среднем проекты показывают результат ниже, чем было спрогнозировано в бизнес-плане. Причины, по которым это обычно происходит, можно распределить на четыре группы:
Если мы запускаем инвестиционный проект, IRR которого на горизонте в 10 лет ожидается равным 30%, при том что весь бизнес вокруг довольствуется, например, средней доходностью 15%, то логично предположить, что другие компании рано или поздно тоже заинтересуются этим бизнесом. Придут новые конкуренты, которые согласны и на 25%, но зато и нас лишат части прибыли, потом новые и так до тех пор, пока от сверхдохода ничего не останется. И такая перспектива подводит нас к вопросу о необходимости анализировать не просто удачное для нас состояние рынка, но и причины, по которым это состояние сохранится или исчезнет в ходе проекта.
Игры
Изучение микроэкономики обычно начинается с правил и законов, которые управляют (по крайней мере в учебниках) рынком в состоянии совершенной конкуренции или, наоборот, монополии. Эти два крайних состояния в реальной жизни встречаются не так часто, а их изучение это довольно скучное занятие. Компания, являющаяся монополистом, планирует свои действия на базе примитивной арифметики. Компания, работающая в условиях совершенной конкуренции, вообще, в сущности, ничего не планирует, а просто принимает сложившиеся условия, которые ведут ее к рентабельности на уровне выживания. Ни в первом, ни во втором случае компании не нужна рыночная стратегия.
Зато между этими двумя крайностями лежит большое и разнообразное поле, управляемое теорией игр, стратегиями ценообразования, конкурентной борьбы, партнерских отношений и прочими решениями, оставляющими простор для фантазии. Здесь возникают рыночные структуры, которые позволяют, даже не имея монополии, годами зарабатывать прибыль, которая существенно выше минимального уровня, необходимого для выживания бизнеса и восполнения изношенных активов. И поскольку монополия это редкое исключение, то долгосрочный успех компании требует ответа на два вопроса:
Проблема анализа проектов состоит в том, что мы часто сосредотачиваем внимание на том, что удачная конфигурация существует сейчас. Но не замечаем, что эта ситуация находится совершенно вне нашего контроля, а возможно и сам рынок, позволяющий зарабатывать 30% вместо нормальных 15%, обречен на исчезновение. Значит при оценке проекта надо дополнительно изучить какие силы действуют на этом рынке и как мы можем вмешаться в их работу.
Рыночные силы Портера
Модель рыночных сил Портера – довольно элементарная концепция, дающая первое представление о том, из каких элементов может состоять рыночная стратегия. Согласно этой модели, анализ рынка включает изучение пяти ключевых факторов, изображенных на рисунке:
Конкуренция в отрасли – это наш текущий шанс заработать повышенный доход. Если сейчас на рынке, для которого мы готовим проект, конкуренция близка к совершенной, то есть работает огромное количество участников, слабо различимых между собой, и покупатель выбирает их в основном по цене, то наша прибыль всегда будет находиться на минимальном уровне и любые другие прогнозы в финансовой модели – скорее всего просто ошибка в подготовке данных.
Важная оговорка! Минимальный уровень прибыли – это не ноль в отчете о прибылях и убытках, а минимальная экономическая прибыль, учитывающая еще и стоимость привлекаемого собственного капитала. В наших расчетах это будет означать NPV=0 при среднерыночной ставке дисконтирования.
Если конкуренция не является совершенной, то в отрасли есть возможность зарабатывать экономическую прибыль, а NPV проектов может быть выше нуля. Назовем это сверхприбылью, потому что положительные значения NPV – это то, что остается после вычета затрат и нормальной, среднерыночной прибыли. Но если такая сверхприбыль появилась в отрасли, то остается два серьезных вопроса.
Первый. Невозможно долго получать сверхприбыль, не привлекая внимания конкурентов. В дело вступают горизонтальные силы и новые участники рынка с таким же продуктом или с его заменителями приходят за своей долей. Они будут приходить до тех пор, пока никакой сверхприбыли в отрасли не останется. Если только что-то не остановит их, если в отрасли не существуют барьеры, не позволяющие новым участникам выйти на рынок. Это может быть влияние государственного регулирования, большие потребности в капиталовложениях, экономия на масштабе производства, доступ к каналам распространения, важность бренда при покупке и т.п. Если барьеров нет – можно быть уверенным, что отрасль сползет к совершенной конкуренции и сверхприбыли исчезнут.
Второй вопрос – кто получит эту сверхприбыль? У любого продукта есть цепочка его создания и использования, и на этой цепочке присутствует много участников. Где-то, на одном или нескольких звеньях цепи, осядет сверхприбыль, созданная вокруг нашего продукта. Но будем ли мы среди этих звеньев? Наш рынок будет испытывать постоянное давление от наших покупателей и поставщиков:
И так далее. Была бы выгода, а способов перетянуть на себя прибыль от продукта найдется много. Но они, конечно, зависят от способности покупателей и поставщиков реализовать все эти стратегии на практике. То есть, подводя итог, хороший рынок это такой рынок, в котором пониженная конкуренция, есть существенные барьеры для входа, а поставщики и покупатели слабы и не могут действовать стратегически. И только на таком рынке запланированные доходы на уровне IRR=25-30% могут просуществовать до конца проекта.
Рыночные силы в оценке инвестиционных проектов
Итак, что всё это значит для оценки инвестиционных проектов? Если проект рассчитан на получение высоких значений IRR, то помимо оценки текущего положения дел с конкуренцией и текущего уровня цен, необходимо включить в анализ следующие вопросы:
Список можно дополнять, но время и силы на анализ проектов не бесконечны, приходится на чем-то остановиться. Ответов на эти вопросы будет достаточно для того, чтобы хорошо подготовленный проект описывал не только сегодняшний день, но и обозримое будущее компании.
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.