ENG

Суверенный долг

Открыть эту статью в PDF

Определение

Суверенный долг или государственный долг — финансовое обязательство правительства страны, выпускаемое для заимствования денежных средств.

Как правило, данное финансовое обязательство выпускают в виде ценных бумаг: облигации, векселя или другие долговые ценные бумаги. Правительство одной страны может взять кредит у других стран или международных организаций, например, у Международного валютного фонда (МВФ).

Для сравнений стран разного размера ОЭСР рассчитывает государственный долг в процентах от ВВП страны — это основной показатель устойчивости государственных финансов. Однако опыт экономик Японии и США ставит под сомнение измерение государственного долга по отношению к ВВП в плане репрезентативности показателя. Его значительное увеличение не связано с повышением процентных ставок государственного долга. Такие исследования проводят аналитические агентства CEIC и FRED.

Основная цель заимствования — покрытие дефицита бюджета страны.

 

Стоимость суверенного долга

Согласно расчетам МВФ за последние 50 лет мировой долг вырос на 256% и составил 226 триллионов долларов США в 2020 году. Государственный долг составил 40% от мирового долга. Рост государственного долга происходил в основном в 2007-2008 годах, во время финансового кризиса и во время пандемии COVID-19.

Способность правительства выпускать долги — основная для грамотного строительства государства, для роста демократии, частных финансовых рынков и современного экономического роста.

 

Кредиторы суверенного долга

Кредиторами государственного долга могут быть все, кто имеет возможность для кредитования в разных масштабах:

  • экономики других стран,
  • транснациональные компании,
  • иностранные компании,
  • банки,
  • финансовые организации (например, МВФ),
  • физические лица, которые, открыв брокерский счет и приобретя государственные облигации, прокредитовали государство; в России это ОФЗ (облигации федерального займа); за выпуск ОФЗ и последующие выплаты по обязательствам ответственно Министерство финансов России.

Невысокая доходность государственных облигаций в стране показывает более высокую устойчивость экономики, обусловленную ее высоким кредитным рейтингом.

Один из основных финансовых инструментов инвестора — кривая доходности (Yield Curve), которая помогает оценить настроение рынка и выявлять глобальные экономические процессы.

 

Разновидности суверенного долга

Суверенный долг делится на два основных вида:

  • Внутренний — должны нам как государству. Долг может быть по государственным ценным бумагам или в виде государственных гарантий, кредитов, не выплаченных компенсаций.
  • Внешний — должны мы как государство. Долг образуется перед другими государствами или компаниями: долги по государственным ценным бумагам, кредитам, гарантиям под кредиты, задолженностям по внешнеторговым операциям.

Суверенный долг может быть как в национальной, так и в иностранной валюте.

Кроме того, государственный долг может различаться по задолженности:

  • положительной — когда у страны больше долгов, характерно для развивающихся экономик;
  • отрицательной — когда у страны больше накоплений, характерно для развитых экономик.

Есть и другие разновидности суверенного долга:

  • Валовой внутренний долг, образующийся внутри страны в виде взаимозадолженностей различных секторов экономики и состоящий из: государственного внутреннего долга + долга корпоративного сектора + долга населения.
  • Консолидированный государственный долг, объединяет ранее выпущенные займы среднего и краткого сроков действия в один общий долгосрочный займ.
  • Краткосрочный государственный долг суммирует все долги с первоначальным погашением в течение года и просроченными процентами по долгосрочным долгам.
  • Валовой государственный долг суммирует внутренние и внешние обязательства государства с процентами.

 

Причины и последствия накопления суверенного долга

Основная роль заимствований правительства — создание некой «подушки» или «амортизатора» для экономики. Например, государственный долг может служить:

  • Для поддержки государственного сектора во время рецессий в экономике. Необходимо выплачивать больше пособий по безработице, однако в стране спад налоговых поступлений в казну.
  • Для покрытия расходов от крупных шоковых событий. К шоковым событиям вполне можно отнести финансовые и экономические спады (например, финансовый кризис 2007-2008 гг.), пандемии и прочие чрезвычайная ситуации (например, пандемия COVID-19).

Если в государстве затягивается период спада и доходы населения снижаются, то правительство для поддержания услуг государственного сектора вынуждено либо повышать налоги населению, либо сократить свои расходы (выплаты пенсий, пособий и прочего). Все это приведет к негативным последствиям. Поэтому правительства начинают заимствовать, образуется суверенный долг. 

Для того, чтобы государственный долг расходовался для действительных нужд, некоторые страны вводят ограничения на суверенный долг. Например, в Швеции есть «долговой якорь», в Германии и Швейцарии «долговой тормоз», в Европейском союзе доля валового долга не должна превышать 60% от ВВП.

К последствиям чрезмерного накопления государственного долга можно отнести:

  • изменение процентной ставки и последующее вытеснение частных инвестиций из-за выпуска государственных ценных бумаг;
  • уязвимость к долговым кризисам — когда занимать страна больше не имеет возможности, а сама не может производит платежи;
  • бремя будущих поколений управленцев — те, кто берет государственный долг, зачастую его в своем сроке службы уже не отдает.
Ситуация в России

Оценку государственного долга России произвел Центральный банк РФ по состоянию на 1 апреля 2022 года. Объем внешнего долга составляет 453,5 млрд долларов США, что на 5,5% меньше, чем было на январь 2022 года. Снижение произошло за счет изменения иностранной задолженности прочих секторов.

На графике представлена динамика внешнего долга Российской Федерации и внешнего долга государственного сектора с 2006 года. Данные представлены на 1 января каждого года, в млн долларов США, согласно официальной статистике ЦБ РФ.

динамика внешнего долга Российской Федерации и внешнего долга государственного сектора с 2006 года

 

История появления суверенного долга

Первые государственные заимствования зафиксированы более двух тысяч лет назад. Греческие власти Сиракузы заимствовали у своих граждан.  

В 1694 году в Англии был основан Банк Англии, положивший конец дефолтам и невыплатам британских королей по своим векселям. Примером может служить отказ от государственного долга короля Карла II, Великая остановка казначейства 1672 года (Great Stop of the Exchequer). После положительных успехов Банка Англии в области регулирования государственного долга остальные банки Европы последовали его примеру.   

Государственный долг часто связывают с ростом демократии в стране, а также с увеличением частного капитала и финансовых рынков. Созданный в XVII–XVIII веках английский парламент включал в себя кредиторов как одних из основных игроков, регулирующих займы страны. Кредиторы сотрудничали в основном с демократическими институтами, которые поддерживали погашение долга. Данная политика ведения дел отличалась от государственных институтов, где главой был монарх, не принуждаемый к погашению долга. Государственный долг стал безопасной и ликвидной инвестицией. Он мог быть использован в качестве залога для частных кредитов. Произошел рост интереса и последующее развитие отношений между государством и частным капиталом. 

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.