Цепочка создания стоимости — метод стратегического анализа, его применяют для определения наиболее прибыльных операций или этапов в производстве и поставке продукции, чтобы затем помочь компании сфокусироваться на привлекательных направлениях и, при необходимости, избавиться от невыгодных бизнес-процессов.
Алгоритм выглядит так: весь бизнес-процесс, включая разработку продукта или услуги, сырье и компоненты, основное производство, продажу, транспортировку и обслуживание, разбивают на ряд этапов. Далее анализируют то, насколько каждый из этапов увеличивает стоимость продукта и какими важными характеристиками обладает бизнес на этом этапе. В результате для многих продуктов удается выделить ключевые звенья, от работы которых зависит значительная часть прибыли компании. Эти звенья становятся ядром бизнеса, а менее значительные этапы могут быть отданы на аутсорсинг или просто не будут играть определяющей роли в планах компании.
В цепочке создания стоимости пять основных компонентов, необходимых для повышения ценности товаров или услуг и создания конкурентных преимуществ компании:
Вспомогательные компоненты цепочки создания стоимости усиливают эффекты основных компонентов цепочки:
Помимо приращения прибыли на каждом этапе цепочки создания стоимости, компании необходимо понимать, какие стратегии помогут выделиться среди конкурентов. Стратегии конкурентного преимущества:
Первым, кто представил концепт цепочки создания стоимости, стал американский академик, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (Michael Porter) в своей книге «Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» (Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance) в 1985 году. Основная идея Майкла Портера состоит в том, что фирму нельзя рассматривать, как единое целое, а рассматривать, как стадии: создание продукта, его производство, последующая продажа и маркетинг.
Вот, например, как может выглядеть цепочка создания стоимости для кинобизнеса, отражающая весь процесс от замысла до попадания готовых фильмов к потребителю:
Кликните по изображению, чтобы открыть его в полном размере
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Спасибо, Ваша заявка принята!
Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес info@alt-invest.ru.
Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.
Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!
Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте почту.
Спасибо за интерес к нашим программам!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес username@email.ru.
Теперь проверьте свою почту.
Спасибо, Ваш запрос принят!
Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес info@alt-invest.ru.
Теперь проверьте свою почту.