ENG

Нацпроект по поддержке МСП год спустя

24 декабря 2018 года был утвержден паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Прошел почти год, и уместно подвести итоги. Попытаемся разобраться, чем поддержка в рамках нацпроекта на практике отличается от мер поддержки МСП, которые действовали ранее, и насколько нацпроект оказался эффективнее.

История вопроса

Для начала определим категории, по которым законодатели группируют МСП:

  • микропредприятия — численность до 15 человек годовая выручка до 120 млн руб.;
  • малые предприятия — до 100 человек и до 800 млн руб. в год;
  • средние предприятия — до 250 человек до 2 млрд руб. в год.

В 2007 году с принятием федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в России началась государственная политика по поддержке субъектов МСП. Ответственным органом и распределителем федеральных средств стало Министерство экономического развития.

Впоследствии были осуществлены следующие инициативы:

  • появился реестр субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба;
  • введены специальные налоговые режимы для МСП (упрощенная система налогообложения);
  • введена патентная система налогообложения для ИП;
  • создана Корпорация МСП с МСП Банком и Фондом МСП;
  • до конца 2020 года предприятия МСП освободили от плановых проверок (надзорные каникулы);
  • установлены квоты на закупки у МСП для государственных заказчиков и компаний с госучастием (в рамках 44- и 223- ФЗ);
  • в 2016 году появилась «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» — предтеча нацпроекта 2018 года;
  • В 2015 была анонсирована, а в 2017 г. реально заработала «Программа 6,5» для предоставления льготных кредитов субъектам МСП;
  • параллельно в регионах создавалась сеть фондов и центров поддержки МСП.
Что нового для субъектов МСП предлагает нацпроект
  • Льготные кредиты по ставке 8,5%
    Подробно об этой программе мы уже писали. Размер минимального кредита был снижен, максимальный порог кредита повышен, смягчены требования к заемщикам.
  • Микрозаймы для МСП в регионах
    Микрофинансовые организации (Фонды поддержки предпринимателей) существовали в регионах и ранее. Но теперь регионы получат от Минэкономразвития больше субсидий на развитие микрофинансовых фондов. Инструмент ориентирован на предпринимателей, которые не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами из-за небольшой суммы кредита, отсутствия кредитной истории, удаленности населенного пункта и т. д. Объем займа в таких региональных фондах увеличен до 5 млн рублей.
  • Поддержка инноваций
    Фонд содействия инновациям (бывший Фонд Бортника) существовал и ранее, но в рамках Фонда запускаются новые программы, финансирование фонда увеличено.
  • Поддержка выхода МСП на биржу
    Это новый инструмент. Программа предполагает возмещение расходов МСП при размещении ценных бумаг на бирже.
  • Улучшение делового климата
    Данный инструмент, очевидно, касается далеко не только предприятий МСП. Комплекс законодательных актов под общим названием «Регуляторная гильотина» призван отменить избыточные и устаревшие требования федерального законодательства. Также предпринимателям обещают более оперативно реагировать на их запросы в части упрощения процедур согласований, подключений к сетям и прочее.
  • Новые стандарты для общепита
    Минэкономразвития разрабатывает долгожданные новые СанПиН и стандарты других регулирующих норм для кафе и ресторанов. Эта мера также шире МСП.
  • Территории опережающего развития (ТОР)
    Еще один инструмент, не фокусирующийся именно на поддержке МСП. Резиденты ТОР получают широкий набор налоговых льгот. О них мы рассказывали ранее на примере ТОРов Дальнего Востока.
  • Развитие центров «Мой бизнес»
    В отличие от своих предшественников, новая сеть центров унифицирует информационную и организационную поддержку МСП. Создаётся единое окно для получения ими государственных услуг и мер поддержки.

Декларируемые цели национального проекта: увеличить количество занятых в МСП до 25 миллионов человек, увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России до 32,5%, а доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна достигнуть 10%.

Что в результате

Беглый анализ мер поддержки МСП, предлагаемых в рамках нацпроекта, показывает, что прорывных новых идей не так много — кроме поддержки выхода МСП на биржу остальные инструменты продолжают и развивают всё, что существовало ранее. При этом важно, что на первое место вышли не технические инструменты (снижение ставок по кредитам, льготы по налогам), а системные меры по улучшению делового климата (упрощение регулирования).

Статистика о деятельности МСП в России достаточно скупа. Только недавно Росстат начал публиковать данные, из которых следует, что за последние годы наблюдался рост доли МСП в экономике:

Год 2014 2015 2016 2017
Доля МСП в ВВП РФ 19% 19,9% 21,6% 21,9%
По данным Росстата

В первом полугодии 2019 г. количество субъектов МСП выросло на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Таким образом, серьезных выводов об эффективности национального проекта пока сделать нельзя, но важно понимать, что рост сектора МСП возможен по двум причинам:

  • развитие существующих малых предприятий,
  • создание новых малых предприятий.

Взрывной рост сектора МСП возможен только за счет второй причины. А она упирается в относительно низкую предпринимательскую активность населения страны по сравнению со странами Западной Европы и США. Причем изменение отношения населения к предпринимательству возможно не за счет введения технических мер поддержки (снижение ставок кредитов, которые направлены на поддержку существующих предприятий), а за счет улучшения общего делового климата в стране. Отрадно, что именно улучшению делового климата в национальном проекте уделяется особое внимание. В то же время, за рамками остаются вопросы защиты прав собственности, которые к деловому климату имеют самое непосредственное отношение.

Если вам нужна дополнительная информация о мерах поддержки МСП, будем рады ответить на ваши вопросы.

Контактное лицо: Андрей Сенов, коммерческий директор Группы компаний «Альт-Инвест», +7 916 955 5227, senov@alt-invest.ru

Спасибо за заявку!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо за заявку на
сертификационный экзамен !

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Вы зарегистрированы
на семинар «Альт-Инвест»!

Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы отправили Вам письмо для проверки контактной информации на адрес .

Подтвердите, пожалуйста, свой адрес, и заявка будет направлена консультанту. После этого мы свяжемся с Вами для уточнения наиболее удобного времени и формата презентации.

Спасибо, Вы почти подписаны на новостную рассылку «Альт-Инвест»!

Мы отправили Вам письмо для подтверждения вашего e-mail на адрес .

Теперь проверьте почту.

Спасибо за интерес к нашим программам!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить демо-версию, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.

Спасибо, Ваш запрос принят!

Мы отправили Вам письмо, где сказано как получить доступ, на адрес .

Теперь проверьте свою почту.